Изучение рынка сырья и материалов.

Исследование рынка материально-технических ресурсов является важнейшим этапом планирования материально-технического обеспечения предприятия.

Целью такого изучения является выявление конъюнктуры, складывающейся в планируемом периоде на рынке. Развитие новых отраслей экономики, постоянно расширяющаяся номенклатура материальных ресурсов, появление совершенно новых видов сырья с новыми физическими и химическими свойствами — все это делает рынок развитых стран менее обозримым. В то же время условием успешного материального обеспечения предприятия является полная информация о рынке.

Изучение рынка сырья и материалов предполагает:

• систематический сбор, обработку, анализ и оценку информации о потенциальных поставщиках, ассортименте материальных ресурсов, о новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;

• прогнозирование на перспективный период тенденций изменения основных параметров рынка: цен; объемов производства товаров, сырья, энергии и т.п.; запасов товароматериальных ценностей; появления новых ресурсов, поставщиков; возможностей импорта ресурсов;

  • выработку на этой основе эффективной политики закупок,
    позволяющей оптимизировать затраты на приобретение сырья и
    материалов.

Современный маркетинг рекомендует изучать рынок сырья и материалов с помощью прямых и косвенных методов.

Прямой метод предполагает получение информации о конъюнктуре рынка непосредственно от резидентов из четырех источников:

•    контакты с поставщиками;

•    контакты с посредниками;

•    посещение ярмарок и выставок, что дает богатую информацию о технических разработках, ценах, качестве товаров и возможность использовать при этом каталоги ярмарок и выставок;

•    поездки на предприятия-поставщики и их осмотр, что позволяет сделать заключение о способности предприятия выполняет заказы, о его технических возможностях в части предоставления услуг.

Косвенное изучение рынка сырья и материалов (вторичное) в отличие от первичного (прямого) предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод дешевле первичного. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:

•    обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;

•    журналы, газеты, радио, телевидение;

•    фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами, а также поставщиками. Они содержат информацию о новых разработках и технологиях;

•    предложения о продажах, содержащиеся в специальных журналах, каталогах, брошюрах, проспектах;

•    отраслевые адресные книги, технические справочники.

При изучении рынка сырья и материалов на предприятиях обязательно наличие архива, структурно ориентированного по видам материалов или поставщикам. Наряду с этим весьма полезна картотечная система, в которой отражались бы поставщики, номенклатура и цены.