Цели, задачи и технология планирования средств  на оплату труда.

Планирование средств на оплату труда является важнейшим элементом механизма стимулирования труда работников фирмы.

Цель планирования средств на оплату труда — определение оптимального размера фонда заработной платы исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности фирмы. В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

•    выбор форм и систем оплаты труда;

•    определение нормируемой величины расходов на оплату
труда, включаемых в себестоимость продукции;

•    расчет величины чистой прибыли, направляемой на оплату
труда;

•    расчет средней заработной платы работников фирмы;

•    определение и поддержание на запланированном уровне соотношения между заработной платой, производительностью и фондовооруженностью труда;

•    расчет налогов и отчислений, установленных в зависимости от величины фонда заработной платы;

В конечном счете механизм планирования оплаты труда должен обеспечить решение следующих задач:

•    воспроизводство рабочей силы;

•    создание стимулов для повышения количества и качества труда в плановом периоде;

•    обеспечение роста средней заработной платы и качества жизни работников предприятия;

•    обеспечение рационального соотношения в оплате труда работников различных категорий;

•    сокращение текучести кадров.

Фонд заработной платы по действующим нормативным материалам включает в себя не только фонд оплаты труда (нормируемую часть), относимый к издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы. Поэтому планирование средств на оплату труда состоит из расчета фонда оплаты труда (ФОТ), расчета выплат из фонда потребления, который формируется из чистой прибыли, а также расчета выплат социального характера (пособий семьям, воспитывающим детей, пособий по временной нетрудоспособности, стоимости путевок для оздоровления и т.п.). Наибольший удельный вес в составе средств, направляемых на оплату труда, занимает ФОТ, включаемый в себестоимость продукции. Поэтому требования к его обоснованию наиболее жесткие.