Исследование конъюнктуры рынка.

1. Анализ продаж за предшествующий период.

Исследование конъюнктуры рынка начинается с анализа продаж в предшествующем планируемому периоде.

Проводится оценка степени выполнения и динамики производства и реализации продукции, определение влияния факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их освоению.

Степень обеспеченности плана продаж товарной массой анализируется на основе баланса товарной продукции, составляемого в отпускных ценах и по себестоимости изготовления продукции. Баланс товарной продукции отражает взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции.

В процессе анализа продаж рассчитываются и анализируются следующие показатели.

1. Абсолютный прирост (уменьшение) объема продаж в натуральном и стоимостном выражении по сравнению с планом и
предшествующим периодом.

2. Изменение номенклатуры (ассортимента) продукции.

3.     Индивидуальный индекс физического объема реализованной продукции. Определяется отношением количества данного вида продукции, реализованной в отчетном периоде, к количеству продукции, реализованной в базисном периоде, и предусмотренному планом в натуральных единицах.

4.     Коэффициент соответствия ассортимента продукции структуре потребности в ней (Кс) рассчитывается по формуле:

 

 

                                                  n                           n

Кс = 1 + ((S(Ti – Tai) / STi) , при n > m  (6.1.)

                                                        i=1                                 i=1

или

                                                  m                           m

Кс = 1 + ((S(Ti – Tai) / STi) , при m > n  (6.2.)

                                                        i=1                                 i=1

где Тi — количество (объем) реализованной продукции i-го вида; Таi — емкость рынка i-го вида продукции; п — количество выпускаемых видов продукции; т — необходимое количество видов продукции.

Коэффициент соответствия рассчитывается для базисного, планового и отчетного периода и определяется его динамика.

5. Общий стоимостной индекс продаж, определяемый по отношению к плану (Iп) и базисному периоду (Iб), рассчитывается по формулам:

Iб = (Sq1 * C1) / (Sq0 * C0),  Iп = (Sq1 * C1) / (Sqп * Cп),     (6.3)

где q0, q1 и qп — объем продаж продукции в натуральном выражении в базисном, отчетном и плановом периоде; Со, С1, Сп — действующая цена в соответствующих периодах.

6.            Остаток нереализованной продукции на конец анализируемого периода (года, квартала, месяца) рассчитывается по формуле

Р2 + Т2 = Р1 + Т1 + Т – Р,         (6.4)

где Р1, Р2 — остатки нереализованной продукции на предприятии на начало и конец анализируемого периода; Т1, Т2 — остатки продукции, отгруженной потребителю, но не оплаченной и находящейся на ответственном хранении у потребителя на начало и конец анализируемого периода; Т — объем товарной продукции, произведенной в данном периоде; Р — объем реализованной продукции за данный период.

7. Отказы покупателей от ранее заключенных договоров поставки. Рассчитывается удельный вес продукции, от которой отказались потребители в общем объеме продукции, предусмотренной договорами поставки, и анализируется тенденция изменения данного показателя.

Аналогично анализируются причины поставки продукции сверх объемов, предусмотренных договорами, по инициативе покупателей.

8.      Возврат продукции потребителями в связи с низким качеством, неукомплектованностью.

9.      Рентабельность продаж. Определяется отношением при
были, планируемой или фактически полученной за определенный период времени, к плановой или фактической полной себестоимости реализованной продукции.

10. Рентабельность оборота. Она характеризуется удельным весом прибыли в доходе предприятия от реализации продукции на товарном рынке по отпускным ценам предприятия за определенный период времени. Рассчитываются абсолютные
значения рентабельности в отчетном и базисном периодах и их
динамика.

  При анализе объема продаж важно не только установить количественное значение рассмотренных показателей, но и выявить причинно-следственные связи, позволяющие оценить меру влияния различных факторов на эффективность продаж. С этой целью все факторы, определяющие эффективность продаж, целесообразно свести в следующие группы:

•     качество и научно-технический уровень продукции;

•     ценовая стратегия;

•     каналы сбыта;

•     коммуникационная   стратегия   (эффективность   рекламы, пропаганда имиджа, стимулирование спроса);

- потребители продукции (количество и концентрация, средняя величина разовой покупки, уровень доходов, мотивы покупок, способы потребления продукции).