Планирование как наука, вид деятельности и искусство.

Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессией) и искусством.

Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Понятие «наука» включает:

• деятельность по получению нового знания;       

•          результат этой деятельности (сумму полученных к данному
моменту научных знаний).

Цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (теоретическое отражение действительности).

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например оперативно-календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирование на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом пока находится в стадии формирования. Тем не менее, роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны общественного производства, возрастает. К факторам, обусловливающим возрастающую роль науки планирования, можно отнести:

•    рост числа управленческих кадров, который усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке;

•    рост масштабов общественного производства, усложнение
хозяйственных связей, что требует улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления;

•    расширение и усложнение международных связей;

•    изменение методов хозяйствования, переход крыночным
отношениям, что требует кардинальной перестройки системы планирования на всех уровнях управления экономикой;

•    развитие научно-технического прогресса;

•    морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни,
повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п.

Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.

Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.

В качестве предмета науки планирования (не путать с предметом планирования как управленческой деятельности) выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Эти отношения проявляются в:

•     кооперации труда различного вида и масштаба;

•     производственно-хозяйственных процессах, совершающихся в экономических системах.

Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каждой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако основу существования общества составляет материальное производство. Отношения по поводу производства определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит его главной сфере — непосредственному производству, которое является объектом данной науки.

Планирование как наука имеет собственные методы исследований.

Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов науки планирования входят:

1.     Конкретно-исторический подход. Предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования
в странах Запада, например США, принципиально отличается от
стран Востока, например Японии.

2.  Системный подход. Позволяет подходить к исследованию
количественных и качественных параметров протекания вероятностных процессов в сложных социально-экономических системах  с системных позиций.  Системный  подход предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы и исследования их
взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как
на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым
создается возможность вскрыть закономерности и связи подсистем, их соотношение и субординацию, дать не только качественные, но и количественные оценки.

3. Комплексный подход. Так же, как и системный, он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, поскольку реализуется с помощью системного.

Комплексный подход предусматривает:

•    совместное использование методов исследований нескольких наук ;

•    рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням;

• рассмотрение различных проблем планирования с точки зрения временных интервалов и т.д.

4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным
путем. В планировании эксперимент, как и моделирование, служит для апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

•    возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;

•    возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.

Недостатки эксперимента:

•    трудность искусственного создания условий, тождественных естественным;

•    ограниченная возможность воздействия на социально-экономические объекты в исследовательских целях;

Необходимые условия эксперимента:

•    сохранение сущности общественного и государственного строя;

•    недопустимость ущемления интересов населения;

•    хозяйственная значимость планируемого нововведения;

•    обратимость результатов (контролируемый характер эксперимента);

•    возможность возврата к исходному состоянию;

•    наличие контрольного объекта;                                  

•    создание экспериментальной ситуации (обеспечение чистоты эксперимента с целью выделения основного содержания эксперимента и исключение побочных обстоятельств).

5.            Моделирование. Сущность моделирования заключается
в создании такого аналога планируемого процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены второстепенные черты.

В планировании моделирование применяется в следующих случаях:

•     когда необходимо разработать проект системы, не создавая ее в реальной жизни;

•     когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически не оправдан, например, в силу больших затрат;

•     когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее разрушением.

В планировании моделирование не дает никакого решения, а лишь позволяет получить аналог реального процесса или объекта, выбрать не оптимальный; а реальный или рациональный вариант планируемого процесса. Для этого применяются различные типы моделей: графические, числовые, логические, табличные и др.

6. Методы специальных исследований. В планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических исследований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.

Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать ее теорию. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и закономерностей, определения принципов планирования и создания соответствующего категорийно-понятийного аппарата.