Методика кейсового анализа
Кейс представляет собой перечень событий и обстоятельств, дополненный сведениями об окружающей предприятие экономической среде, финансовой отчётностью, обзорами его деятельности за ряд периодов и т.п.
Работа над кейсом осуществляется по следующей схеме:
Таблица 5.12.1 – Процесс работы над кейсом
Этапы работы |
Задачи |
Методология |
Вид работы |
Доля, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 Понимание ситуации кейса |
- внимательно прочитать кейс; |
делать записи на полях, подчёркивать |
Индивидуальная |
30 |
||
2.Постановка диагноза, выявление возможных причин появления симптомов |
- выявить проблему; - обобщить и проанализировать информацию |
отраслевой анализ, детализированный финансовый анализ
|
||||
3. Определение стратегических вопросов и ключевых проблем (выявление истинной причины) |
-развить гипотезы; -уточнить проблемы и их иерархии |
мозговой штурм, SWOT анализ
|
Групповая |
50 |
||
4. Выработка стратегических альтернатив (поиск вариантов решений) |
- сформулировать альтернативы решения |
опыт, исследования, творчество, стратегическое планирование |
||||
5. Оценка и выбор альтернатив (выбор оптимального решения) |
- оценить альтернативы; - составить перечень преимуществ и недостатков каждой из альтернатив; - рекомендовать предпочтительное альтернативное решение |
- анализ дерева решений; - SWOT анализ
|
|
|
||
6. Защита, обоснование решения |
- подтвердить работоспособность решения; - разработать защиту |
- расчёт результатов реализации альтернативы и предложения по контролю за ней; - подготовка отчёта и презентация результатов анализа |
индивидуальная, групповая |
20 |
||
Большинство этапов анализа кейса посвящено выявлению ключевых проблем, стоящих перед руководством предприятия. Поскольку предприятие – это комплексная и динамичная система, идентифицировать первопричины её неэффективной деятельности сложно, но их точное определение необходимо для непосредственного их решения. Так, на 1-м этапе необходимо сначала быстро, а затем внимательно прочитать кейс, делая записи на полях и подчёркивая наиболее значимую информацию, которая могла быть классифицирована как возможные симптомы проблем, сильные и слабые стороны предприятия, тенденции в его деятельности. На 2-ом этапе необходимо категоризировать, сгруппировать данные таким образом, чтобы однозначно выявить их наличие. С этой целью проводят детализированный финансовый анализ деятельности хозяйствующего субъекта по традиционной методике и отраслевой анализ, а затем идентифицируют проблемные зоны. При этом важно не перепутать причину и следствие, не делать преждевременных умозаключений, не упрощать ситуацию и различать тенденции краткосрочных и долгосрочных периодов.
Отраслевой анализ
В ходе отраслевого анализа необходимо выявить место предприятия в данной экономической отрасли, уровень её конкурентоспособности. Существует пять факторов, определяющих силу конкурентной борьбы в отрасли:
1) барьеры входа в отрасль
- степень экономии масштаба (снижения стоимости единицы изделия при увеличении объёмов производства);
- величина затрат по переходу в данную отрасль (закупке оборудования, обучения персонала и т.п.);
- размер первоначального капитала;
- доступ к каналам сбыта продукции (дистрибьюторам);
- факторы, обуславливающие стоимость изделия (например, стоимость патентов на технологии производства, доступ к сырью, месторасположение);
- государственная политика (ограничение или поощрение);
- ожидаемая норма прибыли;
2) интенсивность конкуренции в отрасли
- отраслевой рост;
- восприятие продукции потребителями (характеристики спроса на продукцию отрасли);
- уровень постоянных затрат, определяющий возможности варьирования нормой прибыли в структуре цены;
- наличие ценовых лидеров;
- структурные, организационные и другие отличия предприятий отрасли;
- количество предприятий в отрасли;
- барьеры выхода из отрасли (наличие специализированных активов, стратегических взаимосвязей, моральных барьеров выхода, государственных и социальных ограничений);
3) степень заменяемости продукции товарами –заменителями
- ценовая привлекательность товаров-заменителей;
- уровень затрат для отраслевого перехода;
- гибкость предложения товаров-заменителей;
4) степень влияния покупателей
- величины закупаемых партий продукции;
- затраты перехода от одного канала сбыта к другому;
- затраты перехода покупателя от одного предприятия отрасли к другому;
- уникальность продукции, выпускаемой различными предприятиями отрасли;
5) степень влияния поставщиков
- территориальная зависимость от поставщиков;
- наличие сырьевых заменителей;
- значимость предприятия для сбыта поставщика;
- затраты перехода от одного канала снабжения к другому.
Оценив степень влияния вышеперечисленных факторов конкуренции в отрасли, выделяют стратегические группы (классы) предприятий по уровню цены, качества, мощности, степени вертикальной и горизонтальной интеграции, каналам распределения, ассортименту, технологическому лидерству.
Таким образом, расположение предприятия в отрасли определяется:
а) конкурентными преимуществами, определение которых осуществляется по вышеизложенной методике. Необходимо также удостовериться в наличии следующих условий для поддержания конкурентного преимущества:
- принятие аппаратом управления своевременных и правильных решений;
- непрерывное усовершенствование производства, маркетинга, менеджмента фирмы;
- наличие надёжных бизнес - партнёров;
- простая организационная форма;
- наличие эффективного маркетинга на предприятии и ориентация на потребности рынка;
- наличие механизма мотивации труда;
- наличие и следование стратегическим целям развития;
- наличие системы гибкого контроля;
- независимость административного аппарата управления при решении тактических задач от собственников предприятия.
б) конкурентными возможностями и угрозами, для выявления которых необходимо ответить на следующие вопросы:
- определение конкурентных возможностей
- имеются ли возможности для рыночного роста (возрастают ли потребности покупателей)?
- есть ли возможности для увеличения объёмов выпуска?
- дифференцирует ли предприятие выпускаемую продукцию?
- эффективна ли существующая на предприятии интеграция?
- каковы тенденции возможностей сбыта продукции (существуют ли новые каналы сбыта?
- есть ли новые открытия в технологии производства выпускаемой продукции?
- определение конкурентных угроз
- какова тенденция объёмов выпуска и реализации товаров-заменителей?
- каковы изменения в предпочтениях потребителей производимой продукции?
- есть ли негативные изменения в нормативно-правовом регулировании отрасли?
- наметились ли тенденции к интеграции поставщиков или покупателей?
Для проведения отраслевого анализа целесообразно применять следующие базовые показатели:
1) показатели отраслевой эффективности
- рентабельность используемых активов (отношение балансовой отраслевой прибыли к совокупным активам);
- рентабельность собственного капитала (отношение балансовой отраслевой прибыли к совокупному собственному капиталу);
- рентабельность продукции (отношение отраслевой прибыли от реализации к себестоимости произведенной продукции);
- среднеотраслевая норма прибыли;
2) показатели перспективности развития отрасли
- значимость отрасли в экономике (удельный вес продукции отрасли в ВВП);
- стойкость отрасли по отношению к экономическому спаду производства в экономике (соотношение темпа роста объёма производства отрасли и темпа роста объёма ВВП);
- социальная значимость отрасли (численность занятых в данной отрасли и смежных с ней отраслях);
- обеспеченность перспектив роста собственными финансовыми ресурсами (объём и удельный вес капитальных вложений за счёт собственных средств, удельный вес собственного капитала в источниках имущества);
- степень государственной поддержки развития отрасли (объёмы государственных капиталовложений, государственного краткосрочного кредитования, налоговые льготы);
3) показатели уровня экономического риска в отрасли
- уровень конкуренции в отрасли (количество предприятий, функционирующих в данной отрасли; удельный вес монополистов и олигархов);
- уровень инфляционной зависимости цен на продукцию отрасли (отношение темпа роста цен на отраслевую продукцию и темпа роста инфляции в целом);
- уровень социальной напряжённости в отрасли (средний уровень заработной платы занятых в отрасли в сравнении с реальным прожиточным минимумом в стране)
4) показатели места предприятия в отрасли
- доля выпуска предприятия в отраслевом объёме;
- показатель ценового лидерства (отношение средней цены на выпускаемую предприятием продукцию и среднеотраслевой цены);
- уровень сравнительной эффективности предприятия (отношение показателей эффективности предприятия и отраслевых показателей эффективности);
- стойкость предприятия по отношению к экономическому спаду производства в отрасли (отношение темпов роста объёмов выпуска предприятия и отраслевых объёмов выпускаемой продукции).
По итогам отраслевого анализа необходимо провести ранжирование данного предприятия и его основных конкурентов по ряду результативных показателей их деятельности или конкурентных преимуществ, оценённых в баллах.
Выявив проблемные зоны, на 3-м этапе необходимо изучить каждую из них в отдельности и во взаимосвязи друг с другом. Для этого применяют SWOT – анализ. Наличие проблемы требует её преодоления, поэтому 4-й этап посвящён разработке альтернативных рекомендаций по управлению предприятием. Необходимо использовать накопленные знания, опыт, а также подходить творчески к разработке альтернативных решений. На 5-м этапе формируют Т–счёт для каждой из альтернатив, в одном столбце которого отмечают преимущества, а в другом – недостатки. На базе изучения и оценки Т–счетов выбирается наиболее приемлемое альтернативное решение. Завершающий этап включает в себя разработку инструментария для аргументации ранее сделанного выбора, т.е. проверку решения на работоспособность и презентацию результатов работы над кейсом в виде аналитического отчёта, который включает в себя итоги анализа и рекомендации. Отчёт должен быть кратким настолько насколько это возможно, детальная информация размещается в приложениях к отчёту. Представленные результаты анализа не должны быть констатацией изначально известных фактов.
Отчёт должен содержать две основные части:
- аналитическое заключение;
- предлагаемые управленческие рекомендации по преодолению ключевых проблем, представленных в предшествующей части отчёта.
В отчёте необходимо использовать графическое представление аналитических данных, наглядное изображение причинно – следственных связей проблемных зон деятельности предприятия.
К кейсовому отчёту прилагается использованное информационное обеспечение анализа.
В качестве примера заключения по результатам проведенного анализа кейса приводим: