Анализ привлеченных финансовых ресурсов
Обязательным условием осуществления финансово – посреднической деятельности является своевременное наличие финансовых ресурсов в достаточном объёме и с приемлемыми характеристиками риска их привлечения и их цены. Для выполнения этого условия необходима эффективная маркетинговая политика, основанная на исследованиях спроса на финансовые услуги. Оценка качественных и количественных характеристик привлечённых финансовых ресурсов и спроса на услуги финансовых посредников – цель анализа привлечённых финансовых ресурсов.
В ходе данного направления анализа деятельности финансовых посредников предлагается:
а) исследовать динамику и структуру привлечённых финансовых ресурсов в разрезе:
- форм привлечённых средств (денежных средств, ценных бумаг, средств в расчётах);- отраслей, видов, подвидов финансово – посреднических операций (видов банковских операций, пенсионных схем, отраслей страхования);
- сегментов рынка (групп клиентов - физических и юридических лиц, расположенных/ проживающих в различных регионах, с разным уровнем дохода, отличающихся по половому, профессиональному, возрастному, отраслевому признаку);
- степени ограничения в использовании (уровня риска привлечённых средств, стоимости привлечённых средств, срокам привлечения средств, величине привлечённых средств на 1 договор, на 1 клиента);
б) проводить факторный анализ изменения привлечённых финансовых ресурсов по следующей факторной модели:
(4.9.1)
где ПФР – объём привлечённых финансовых ресурсов;
У – показатель устойчивости, независимости финансового посредника (отношение собственного капитала - СК и привлечённых средств - ПФР);
Д – показатель требуемой отдачи собственного капитала (отношение требуемого прироста привлечённых средств, необходимого для их погашения, - БС и величины собственного капитала);
С – величина привлечённых финансовых ресурсов, которая необходима для требуемого прироста привлечённых средств (величина обратная стоимости привлечённых финансовых ресурсов);
С1 – величина привлечённых средств, приходящаяся на 1 договор/клиента (К – количество договоров/клиентов);
О – степень охвата рынка финансово – посреднических услуг (отношение заключённых договоров/клиентов к максимально возможному - М);
Н – показатель насыщенности, тесноты рынка финансово – посреднических услуг, т.е. максимально - возможное количество клиентов/договоров, приходящихся на 1 финансового посредника аналогичного профиля;
ФП – показатель конкурентности рынка (количество финансовых посредников аналогичного профиля в данном регионе).
в) осуществлять коэффициентный анализ. Наиболее важным показателем в данном направлении анализа является средняя стоимость привлечённых финансовых ресурсов:
(4.9.2)
где СС – средняя стоимость привлечённых финансовых ресурсов,
БС – будущая стоимость привлечённых финансовых ресурсов,
ПФР – объём привлечённых финансовых ресурсов
В связи с тем, что финансовый посредник имеет множество финансовых потоков, связанных с обслуживанием клиентов, каждый из которых начинает и заканчивает своё движение в разные моменты времени (см. рисунок 4.9.2), необходимо приведение величины финансовых ресурсов, привлечённых в разные моменты времени в прошлом, и финансовых ресурсов, которые будут выплачены в различные моменты времени в будущем с разной степенью вероятности выплаты, к единому моменту времени – настоящему, т.е.:
, (4.9.3)
где - средняя стоимость привлечённых финансовых ресурсов с учётом дисконтирования и вероятности погашения средств (времени и риска),
р - вероятность погашения привлечённых средств,
i – средняя норма доходности в экономике,
n - количество периодов до момента погашения,
r - количество периодов с момента привлечения средств до отчётного периода,
t – момент времени,
K – количество финансовых потоков
Для оценки веса привлечённых средств в капитале финансового посредника и эффективности привлечения финансовых ресурсов применяют следующие коэффициенты:
(4.9.4)
где d - доля привлечённых финансовых ресурсов в структуре капитала,
- величина капитала финансового посредника.
(4.9.5)
где d1 - отношение привлечённого и собственного капитала,
СК – величина собственного капитала.
(4.9.6)
где СОС – степень оседания привлечённых средств,
ОПС – оборот по привлечению финансовых ресурсов за период,
- средняя величина остатка привлечённых финансовых ресурсов на конец дня.
(4.9.7)
где О - показатель охвата рынка;
К – количество договоров/клиентов данного финансового посредника;
М - максимально возможное количество договоров.