Анализ привлеченных финансовых ресурсов

 

Обязательным условием осуществления финансово – посреднической деятельности является своевременное наличие финансовых ресурсов в достаточном объёме и с приемлемыми характеристиками риска их привлечения и их цены. Для выполнения этого условия необходима эффективная маркетинговая политика, основанная на исследованиях спроса на финансовые услуги. Оценка качественных и количественных характеристик привлечённых финансовых ресурсов и спроса на услуги финансовых посредников – цель анализа привлечённых финансовых ресурсов.

В ходе данного направления анализа деятельности финансовых посредников предлагается:

а) исследовать динамику и структуру привлечённых финансовых ресурсов в разрезе:

- форм привлечённых средств (денежных средств, ценных бумаг, средств в расчётах);- отраслей, видов, подвидов финансово – посреднических операций (видов банковских операций, пенсионных схем, отраслей страхования);

- сегментов рынка (групп клиентов - физических и юридических лиц, расположенных/ проживающих в различных регионах, с разным уровнем дохода, отличающихся по половому, профессиональному, возрастному, отраслевому признаку);

- степени ограничения в использовании (уровня риска привлечённых средств, стоимости привлечённых средств, срокам привлечения средств, величине привлечённых средств на 1 договор, на 1 клиента);

б) проводить факторный анализ изменения привлечённых финансовых ресурсов по следующей факторной модели:

 

                                                     (4.9.1)                                                                                                                      

 

где ПФР – объём привлечённых финансовых ресурсов;

                   У – показатель устойчивости, независимости финансового посредника (отношение собственного капитала - СК и привлечённых средств - ПФР);

                   Д – показатель требуемой отдачи собственного капитала (отношение требуемого прироста привлечённых средств, необходимого для их погашения, - БС и величины собственного капитала);

                   С – величина привлечённых финансовых ресурсов, которая необходима для требуемого прироста привлечённых средств (величина обратная стоимости привлечённых финансовых ресурсов);

                   С1 – величина привлечённых средств, приходящаяся на 1 договор/клиента (К – количество договоров/клиентов);

                   О – степень охвата рынка финансово – посреднических услуг (отношение заключённых договоров/клиентов к максимально возможному - М);

                    Н – показатель насыщенности, тесноты рынка финансово – посреднических услуг, т.е. максимально - возможное количество клиентов/договоров, приходящихся на 1 финансового посредника аналогичного профиля;

                   ФП – показатель конкурентности рынка (количество финансовых посредников аналогичного профиля в данном регионе). 

 

в) осуществлять коэффициентный анализ. Наиболее важным показателем в данном направлении анализа является средняя стоимость привлечённых финансовых ресурсов:

 


                                                                                                                                                             (4.9.2)

    

 

где СС – средняя стоимость привлечённых финансовых ресурсов,

                   БС – будущая стоимость привлечённых финансовых ресурсов,

                    ПФР – объём привлечённых финансовых ресурсов

 

В связи с тем, что финансовый посредник имеет множество финансовых потоков, связанных с обслуживанием клиентов, каждый из которых начинает и заканчивает своё движение в разные моменты времени (см. рисунок 4.9.2), необходимо приведение величины финансовых ресурсов, привлечённых в разные моменты времени в прошлом, и финансовых ресурсов, которые будут выплачены в различные моменты времени в будущем с разной степенью вероятности выплаты, к единому моменту времени – настоящему, т.е.:

                                                                                                                  

                                       ,                                                            (4.9.3)                                            

 

где - средняя стоимость привлечённых финансовых ресурсов с учётом дисконтирования и вероятности погашения средств (времени и риска),

                       р - вероятность погашения привлечённых средств,

                       i – средняя норма доходности в экономике,

                       n - количество периодов до момента погашения,

                       r - количество периодов с момента привлечения средств до отчётного периода,

                       t – момент времени,

                       K – количество финансовых потоков

 

Для оценки веса привлечённых средств в капитале финансового посредника и эффективности привлечения финансовых ресурсов применяют следующие коэффициенты:

 

                                                                                                                                         (4.9.4)                                                                                                               

                                                                                                                  

где d - доля привлечённых финансовых ресурсов в структуре капитала,

                  - величина капитала финансового посредника.

 

                                                                                                                                        (4.9.5)                                                                                                         

 

где d1 - отношение привлечённого и собственного капитала,

                  СК – величина собственного капитала.

 

                                                                                                                                  (4.9.6)

   

где СОС – степень оседания привлечённых средств,

                  ОПС – оборот по привлечению финансовых ресурсов за период,

                  - средняя величина остатка привлечённых финансовых ресурсов на конец дня.

 

                                                                                                                                                 (4.9.7)                                                                                                                                             

 

где О - показатель охвата рынка;

                   К – количество договоров/клиентов данного финансового посредника;

                   М - максимально возможное количество договоров.