Декомпозиция (разложение) временных рядов
Декомпозиция временного ряда означает идентификацию и разделение данных временного ряда на компоненты спроса. На практике относительно несложно идентифицировать тренд и сезонные колебания, значительно сложнее идентифицировать циклы, автокорреляцию и случайные компоненты.
Когда в спросе одновременно присутствуют сезонные и трендовые компоненты, то для построения качественного прогноза спроса их необходимо разделить.
Сезонные колебания можно разделить на два типа: аддитивный и мультипликативный. К аддитивным относятся те колебания спроса, которые не зависят от тренда и среднего спроса. Прогноз, включающий тренд и аддитивный сезонный компонент, равен тренду, плюс сезонный компонент. На рис. 3.2 показан пример возрастающего тренда с аддитивными сезонными колебаниями спроса.
Рис. 3.2. Совместное с трендом действие аддитивных сезонных колебаний
В случае мультипликативных сезонных колебаний при определении прогноза значения тренда умножают на сезонный компонент. На рис. 3.3 показано увеличение сезонных колебаний по мере роста тренда, в случае зависимости сезонных колебаний от тренда.
Рис. 3.3. Совместное с трендом действие мультипликативных сезонных колебаний
Для выделения сезонных колебаний применяют термин сезонный индекс.
Сезонный индекс – это корректирующий коэффициент, который необходимо ввести во временной ряд для учета колебаний спроса по сезонам года. Он определяется по формуле:
(3.11)
Прогнозирование спроса с учетом сезонных индексов можно производить двумя способами: с помощью простого расчета, основанного на данных прошлого года, и с использованием тренда.
Прогнозирование спроса на основе данных прошлого года производится по следующей схеме:
1) годовой объем продаж разделяется на число сезонов;
2) определяется средний уровень продаж за каждый сезон прошлого года;
3) определяются сезонные индексы по формуле (3.11);
4) определяется средний уровень продаж за каждый сезон в прогнозируемом году;
5) определяется сезонный прогноз на следующий год с учетом сезонных индексов.
Сезонные индексы могут периодически обновляться по мере получения новой информации.
Прогнозирование спроса с учетом сезонных индексов на основе тренда производится следующим образом:
1. Разложение временного ряда на компоненты:
а) определение сезонного компонента;
б) устранение сезонного влияния на спрос;
в) определение трендовой компоненты.
2. Составление прогноза будущих значений по каждому компоненту:
а) распространение трендовой компоненты на будущие периоды;
б) умножение трендовой компоненты на сезонный.