Анализ оптимальности объема и структуры активов компании
Основными инструментами оценки эффективности использования ресурсов компании и их отдельных элементов являются коэффициенты управления активами. Эти показатели позволяют ответить на вопрос, оптимален ли объем тех или иных активов компании с позиции выполнения текущей производственной программы? Если величина активов неоправданно завышена, то компании придется нести дополнительные расходы (например, проценты по дополнительным банковским ссудам), что отрицательно скажется на ее прибыли. С другой стороны, если величина активов недостаточна для выполнения производственной программы, то могут быть потеряны потенциальные покупатели.
Активы компании, как известно, состоят из долгосрочных и текущих активов. Основным показателем, характеризующим эффективность использования основных средств, является коэффициент фондоотдачи, который рассчитывается по формуле:
(2.10)
При существенном отклонении коэффициента фондоотдачи от среднеотраслевого уровня компания или недостаточно эффективно использует свои основные средства или ей необходимы дополнительные капиталовложения в основные средства.
При оценке оптимальности объема оборотных активов к основным показателям относятся рассмотренные нами выше показатели оборачиваемости товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности, а также период их оборачиваемости. В случае существенного отклонения их значений от среднеотраслевого уровня об оптимальности величины оборотных активов не может быть и речи.
В дополнение к данным коэффициентам с целью определения оптимальности величины активов можно сравнить показатели доходности фирмы с аналогичными среднеотраслевыми значениями или достижениями передовых предприятий отрасли. Существенное отклонение этих показателей у анализируемого предприятия, как в положительную, так и отрицательную стороны, может свидетельствовать о заниженном или завышенном объеме его активов.
Наиболее информативными показателями, с помощью которых можно определить приемлемый уровень активов компании, являются такие коэффициенты рентабельности, как рентабельность продаж и рентабельность активов.
Рентабельность продаж рассчитывается по следующей формуле:
(2.11)
Значение данного показателя может быть ниже среднеотраслевого значения из-за высокого уровня затрат, росту которых могли способствовать необоснованно завышенные объемы товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности или слишком большая величина амортизации.
Рентабельность активов отражает соотношение прибыли и суммарных инвестиций в активы фирмы. Он рассчитывается по формуле:
(2.12)
Существенное отклонение данного показателя от среднеотраслевого уровня свидетельствует о том, что для получения одного рубля прибыли компания инвестирует средств в активы или слишком много или, наоборот, недостаточно. И в том, и в другом случае величина активов далека от их оптимального уровня.
Таким образом, если анализируемое предприятие поддерживает значения данных показателей рентабельности на среднем для отрасли уровне, то существующий объем активов оптимален.
Вертикальный анализ баланса предприятия также позволяет судить об оптимальности величины его активов. Представление статей активов в виде процентов к итогу баланса позволяет сравнить их удельные веса с соответствующими средними значениями по отрасли.
Существенное превышение доли основных средств в общей сумме активов среднеотраслевого уровня свидетельствует об избыточных основных средствах и, наоборот, его более низкое значение по сравнению со средним по отрасли – о недостатке основных средств.
Если доля товарно-материальных запасов намного меньше соответствующего среднеотраслевого значения, то это означает, что фирма неоправданно рискует, поддерживая низкий уровень товарно-материальных запасов. И, наоборот, при ее существенном превышении среднеотраслевого уровня, фирма недополучает прибыли.
Более высокий удельный вес дебиторской задолженности по сравнению со средним значением по отрасли свидетельствует о неоправданно мягкой кредитной политике предприятия, а его более низкое значение – о возможной потере прибыли из-за снижения объема продаж вследствие жестких стандартов кредитоспособности.
При значительном превышении доли денежных средств среднеотраслевого уровня фирма неэффективно управляет остатком денежных средств на расчетном счете, а при его низком значении – она снижает свою платежеспособность.