Техническое обслуживание необоротных активов
В отличие от ремонтных работ, которые представляют собой комплекс операций по восстановлению объекта и увеличению его долговечности, каждая организация систематически проводит мероприятия, необходимые для поддержания объектов необоротных активов в рабочем состоянии.
Подобного рода мероприятия направлены на определение технического состояния необоротных активов и соответствия требованиям безопасности, для установления объектов, пребывающих в неудовлетворительном техническом и аварийном состоянии и определения возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации, а также для разработки неотложных мероприятий по восстановлению работоспособности таких объектов. Помимо указанных заданий, целью таких технических осмотров является разработка предложений по технической эксплуатации необоротных активов, а также качества проведения всех видов ремонта.
Для соблюдения вышеуказанных требований по эксплуатации необоротных активов все необоротные активы, находящиеся на балансе бюджетной организации, должны находиться под постоянным наблюдением инженерно-технических работников, ответственных за сохранность этих объектов.
Разновидность работ, проводимых при техническом обслуживании необоротных активов, прежде всего зависит от того, к какой группе относится объект.
Так, при техническом обслуживании зданий (сооружений) проводится комплекс работ, направленных на поддержание исправности элементов зданий или заданных параметров и режимов работы технического оборудования.
Техническое обслуживание включает работы по контролю за их техническим состоянием, устранению неисправностей, требующие немедленного выполнения, подготовку зданий к сезонной эксплуатации, а также по обеспечению воздушного обмена, температуры, влажности и других показателей помещений.
Техническое обслуживание оборудования представляет собой комплекс работ, необходимых для поддержания работоспособности оборудования между ремонтами и выполняемых с учетом установленных в эксплуатационной документации значений наработки или через установленные интервалы времени.
Под техническим обслуживанием транспортных средств понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности во время использования по назначению, хранения и транспортировки транспортного средства.
Различают следующие виды технического обслуживания транспортных средств:
— ежедневное обслуживание (ЕО);
— первое техническое обслуживание (ТО-1);
— второе техническое обслуживание (ТО-2);
— сезонное техническое обслуживание.
Перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, и периодичность их проведения установлены Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102.
Ежедневное обслуживание транспортного средства проводится после работы с целью подготовки его к дальнейшей эксплуатации и предусматривает: проверку технического состояния, выполнение работ по поддержанию надлежащего внешнего вида транспортного средства, заправку эксплуатационными жидкостями, устранение обнаруженных неисправностей, санитарную обработку транспортного средства, уборочно-моечные работы.
Первое и второе техническое обслуживание включает в себя контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные работы по основным агрегатам и системам автомобиля, а также смазочные и очистительные работы.
Таким образом, система технического обслуживания, проводимого в учреждениях и организациях, призвана обеспечить поддержание объектов необоротных активов в работоспособном состоянии и предотвращение неожиданного выхода их из строя, а также своевременную подготовку необходимых запасных частей и материалов. Другими словами, к техническому обслуживанию зданий, сооружений, оборудования можно отнести практически все работы по текущему содержанию таких объектов.
К составу затрат на проведение технического обслуживания относятся: стоимость израсходованных материалов, запасных частей, заработная плата, отчисления на социальные мероприятия и др., которые отражаются в составе фактических расходов бюджетной организации по соответствующим кодам экономической классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. № 604.
Так, расходы, связанные с содержанием транспортных средств, в частности, на проведение планово-технического обслуживания, приобретение запчастей, отражаются по коду 1135 «Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств»; расходы, связанные с техническим обслуживанием оборудования, компьютерной, множительной, медицинской и другой техники, — по коду 1137 «Текущий ремонт оборудования, инвентаря и зданий; техническое обслуживание оборудования».
В бухгалтерском учете стоимость материалов, запасных частей, приобретенных бюджетной организацией для проведения технического обслуживания объектов необоротных активов, учитывается на субсчетах 202 «Оборудование, конструкции и детали к установке», 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности», 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию». По мере передачи таких материалов, запасных частей, деталей со склада их стоимость списывается с кредита указанных субсчетов учета запасов в дебет субсчетов 801, 802, 811 - 813.
В аналитическом учете основанием для списания материалов, запасных частей для проведения технического обслуживания являются накладная (требование) ф. № 3-3 или заборная карта ф. № 3-5, типовые формы которых утверждены приказом Государственного казначейства Украины от 18.12.2000 г. № 130.