Ремонт необоротных активов

К числу наиболее распространенных работ по поддержанию объектов необоротных активов в рабочем состоянии относятся ремонтные.

Учитывая тот факт, что наиболее характерными объектами необоротных активов бюджетных организаций являются здания, сооружения и транспортные средства, рассмотрим, какие работы можно отнести к ремонту данных объектов.

Здания и сооружения

Прежде чем планировать расходы на ремонт здания, необходимо определиться, какие именно работы необходимо провести, ибо от этого зависит дальнейшее планирование расходов в смете бюджетного учреждения, получение и использование средств для проведения ремонта.

В соответствии с письмом Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г. № 7/7-401, капитальным ремонтом здания считаются:

- комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает замену, возобновление и модернизацию конструкций;

- оборудование зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением;

- улучшение эксплуатационных показателей;

- улучшение планирования здания и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта. Капитальный ремонт предусматривает приостановку эксплуатации здания в целом или его частей на время выполнения работ.

В отличие от капитального ремонта, текущий ремонт предполагает выполнение комплекса ремонтно-строительных работ по систематической и своевременной поддержке эксплуатационных качеств и предупреждению преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования.

Если здание в целом не подлежит капитальному ремонту, комплекс работ текущего ремонта может учитывать отдельные работы, которые классифицируются как относящиеся к капитальному (кроме работ, которые предусматривает замену и модернизацию конструктивных элементов здания). Текущий ремонт должен осуществляться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В Украине применяются следующие виды сметной документации:

1) локальные сметы (первичные сметные документы на отдельные виды работ);

2) локальные сметные расчеты (первичные сметные документы на отдельные виды работ, которые составляются вместо локальных смет, если объемы работ и размеры расходов окончательно не определены и подлежат уточнению);

3) объектные сметы (объединяют в своем составе данные из локальных смет);

4) объектные сметные расчеты (объединяют в своем составе данные из локальных смет и локальных сметных расчетов, подлежат уточнению);

5) сметные расчеты на отдельные виды работ (предназначены для определения средств, необходимых для компенсации расходов, не учтенных в сметных нормативах);

6) сводные сметы (составляются на основании объектных смет и объектных сметных расчетов на отдельные виды расходов);

7) свод расходов (сметный документ, объединяющий сводные сметные расчеты стоимости строительства).

Транспортные средства

Порядок проведения ремонта и технического обслуживания транспортных средств определен Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № Ю2 (далее - Положение № 102).

Ремонт транспортных средств представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурса изделий или их составных частей.

Текущий ремонт транспортных средств — это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочно или по результатам диагностирования агрегатным, обезличенным и другими методами).

Текущий ремонт выполняется по необходимости в соответствии с результатами диагностирования технического состояния транспортного средства или при наличии неисправностей. К текущему ремонту транспортного средства относятся работы, связанные с одновременной заменой не более чем двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).

Согласно Положению № 102 к базовым агрегатам дорожно-транспортных средств относятся:

— двигатель с картером сцепления в сборе;

— коробка передач, раздаточная коробка;

— гидромеханическая передача;

— задний мост (ось);

— средний мост (ось);

— передний мост (ось);

— рулевое управление;

 

—  кабина грузового и кузов  легкового автомобиля;

—  кузов автобуса;

—  рама;

—  подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.

Любой ремонт агрегатов относится к текущему ремонту транспортного средства.

Капитальный ремонт транспортных средств — это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-либо частей, в том числе базовых.

Капитальный ремонт выполняется по необходимости в соответствии с результатами диагностики технического состояния и предназначен для продления срока эксплуатации транспортного средства. К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее чем трех базовых агрегатов. К капитальному ремонту прицепов относятся работы, связанные с заменой рамы.

Целью ремонта и технического обслуживания транспортных средств является поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечение надежности, экономичности, безопасности движения и экологической безопасности.

Итак, в общем понимании ремонт необоротных активов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание действующих объектов в работоспособном состоянии, сохраняя при этом качества, присущие объекту при вводе в эксплуатацию (прочность, износостойкость, мощность двигателя, безопасность при эксплуатации и т. п.).

При проведении ремонта не создаются принципиально новые качества существовавшего объекта. Например, при проведении ремонта здания, требующего замены несущих конструкций и деталей, полного обновления внешних параметров, восстановления вышедших из строя коммуникаций и т. п. выполняются работы по улучшению и восстановлению утраченного им качества в процессе эксплуатации. При ремонте машин, оборудования и транспортных средств выполняются работы по замене изношенных деталей и узлов, замене вышедших из строя крепежных деталей и базовых агрегатов, устранение мелких дефектов и неполадок.

Безусловно, провести четкую границу между мероприятиями по улучшению основных средств, осуществление которых приведет к увеличению будущих экономических выгод от использования такого объекта основных средств, и мероприятиями по улучшению основных средств, проведение которых направлено на поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии и получение в будущем первоначально ожидаемых экономических выгод, которые были свойственны такому объекту, на практике довольно-таки сложно.

В данной ситуации для более достоверного определения характера проводимых работ, с точки зрения дальнейшей эксплуатации объекта, приказом руководителя учреждения целесообразно создать специальную комиссию, в состав которой включить специалистов (инженера, технического работника), которая произведет осмотр объектов необоротных активов в целом или отдельных частей, зафиксирует обнаруженные дефекты, укажет меры, которые необходимо будет предпринять по их устранению путем составления соответствующего акта.

После этого на основании заключения вышеуказанной комиссии в обязательном порядке должна быть составлена сметная документация на проведение ремонтных работ, которая, в свою очередь, заполняется на основании действующих цен, норм, расценок и тарифов, установленных соответствующими документами в сфере строительства.