ВИДЫ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК
В соответствии со ст. 13 Закона № 1490 закупка товаров, работ и услуг может осуществляться путем проведения следующих процедур:
— открытых торгов;
— торгов с ограниченным участием;
— двухступенчатых торгов;
— запроса ценовых предложений (котировок);
— закупки у одного поставщика (исполнителя);
— торгов с уменьшением цены (редукцион).
Выбор процедуры закупки, определение сроков ее проведения рассматриваются на заседании тендерного комитета.
Выбирая ту или иную процедуру закупки, следует обратить внимание на тот факт, что Закон не допускает и даже, более того, — запрещает (ст. 14 Закона № 1490) заказчикам с целью избежания проведения открытых торгов делить стоимость закупки на несколько частей. Например, является недопустимой ситуация, когда организация с целью избежания процедуры открытых торгов делит стоимость закупки на несколько частей, и в результате этого проводит процедуру — запрос ценовых предложений.
Среди процедур закупок, предусмотренных Законом № 1490, наиболее распространенной процедурой закупки является процедура запроса ценовых предложений. Напомним, что для применения этой процедуры одно из условий — стоимость такой закупки не превышает эквивалент 100 тысяч гривен.
При этом стоимостью одной закупки считают годовую потребность в товарах, которые необходимо приобрести в пределах сметы. Для этого в начале года определяют предмет закупки, вид процедуры закупки, проводят тендер на весь объем закупки, заключают договор закупки с победителем. Непосредственная закупка товаров может проводиться и ежемесячно по мере поступления бюджетных средств. При этом в договоре закупки необходимо лишь оговорить порядок поставки необходимых товаров и оплаты за них.
Заказчик может пользоваться публикациями в специализированных изданиях, прайсами фирм и другими источниками информации относительно ассортимента, стоимости, качества интересующей продукции. Однако определить победителя торгов таким образом нельзя (письмо Минэкономики от 01.04.2003 г. № 19-44/494). Победитель определяется только на основании тендерного предложения потенциального поставщика, направленного в адрес заказчика, заверенного печатью.
Что касается двухступенчатых торгов, то этот вид торгов не получил широкого распространения в практике государственных закупок. Главным недостатком до недавнего времени была их длительность. От начала торгов до их завершения (подписания договора) могло пройти до 152 календарных дней, т. е. почти 5 месяцев (при этом максимальный срок проведения закупки по процедуре открытых торгов составлял только 122 календарных дня). Законом Украины от 18.11.2004 г. № 2188-IV были внесены изменения в Закон № 1490, и теперь срок проведения двухступенчатых торгов не превышает тех же 122 календарных дней, т. е. сравнялся с открытыми торгами.
Применение процедуры закупки у одного участника, несмотря на кажущуюся простоту, ограждено большим количеством формальностей, в первую очередь связанных с необходимостью ее согласования в специальном Уполномоченном органе.