ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ

Согласно приказу Министерства экономики Украины «Об утверждении методических рекомендаций по составлению годового плана закупок товаров, работ и услуг за государственные средства» от 02.02.2004 г. № 37 (далее — приказ № 37) годовой план закупок должен составляться распорядителем государственных средств в течение месяца после утверждения сметы (программы, плана использования государственных средств). Годовой план закупок обнародуется путем размещения в одной из информационных систем в сети Интернет в течение 15 календарных дней с даты его утверждения. В упомянутом приказе приведена подробная инструкция по заполнению формы плана.

Поскольку приказ № 37 носит не обязательный характер, а только рекомендательный, то тендерные комитеты могут разрабатывать и принимать годовые планы по удобным им формам.

Планирование непосредственного проведения торгов должно исходить из того постулата, что у них имеются определенные законодательством ограничения по длительности проведения. Минимальный срок проведения торгов составляет 12 недель. Поэтому при формировании сроков проведения торгов, определенных в годовом плане, необходимо учитывать их с тем, чтобы обеспечить своевременность поставок необходимых товаров, работ и услуг организации-заказчику.

Проводить торги на закупку запланированных на бюджетный год товаров, работ и услуг целесообразно только после утверждения соответствующих расходов на текущий год, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 29 Закона № 1490 заказчик должен заключить договор с победителем на протяжении 21 рабочего дня со дня акцепта его предложения. И если не будет известен реальный объем финансирования, это не позволит выполнить условия договора, что может привести к расторжению договора со стороны  поставщика  и возможности  взыскания штрафных санкций с заказчика за невыполнение договора.

В случае когда бюджетные назначения на текущий год не утверждены, нужно руководствоваться статьей 46 БКУ, в соответствии с которой ежемесячные расходы не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о Госбюджете Украины на предыдущий бюджетный период.

Напоминаем также о том, что в соответствии со ст. 51 БКУ распорядители бюджетных средств имеют право брать бюджетные обязательства и совершать расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметой. Более того, любые обязательства, взятые с расчетом на возможность использования бюджетных средств без соответствующих бюджетных ассигнований, либо с превышением полномочий, установленных БКУ, законом о Госбюджете Украины, не считаются бюджетными обязательствами. Следовательно, расходы государственного бюджета на покрытие таких обязательств осуществляться не могут. Взятие таких обязательств является бюджетным правонарушением.

Госказначейство в своем письме от 29.04.2004 г. № 26-02-06/14-3582 разъяснило еще один важный момент:

«... В том случае, если заказчиком были проведены процедуры торгов на закупку товаров, работ и услуг в соответствии с временной сметой, то после утверждения соответствующих расходов на год заказчик должен выбрать и провести процедуру в соответствии с бюджетными назначениями без учета ранее проведенных процедур закупок».

Следуя логике этого письма, если в соответствии с временной сметой заказчиком была проведена процедура открытых торгов, то после доведения соответствующих расходов и при условии, что сумма окончательных назначений на предмет закупки не превышает 100 тыс. гривен, заказчик может применить процедуру запроса ценовых предложений (котировок).

В этом же письме указано, что до утверждения годовой сметы бюджетного учреждения осуществление процедуры запроса ценовых предложений, если учреждение запланировало проведение процедуры открытых торгов во I — IV кварталах текущего года, не допускается. Объясняется это тем, что в соответствии с п. 3 ст.  14 Закона № 1490 заказчик не имеет права делить закупку товаров, работ, услуг на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов.

В то же время пунктом 3 приказа Министерства экономики «О порядке определения предмета закупки за государственные средства» от 27.06.2003 г. № 165 (далее — приказ № 165) (см. приложение 52) заказчику дано право при условии применения процедуры открытых торгов, торгов с ограниченным участием, двухступенчатых торгов осуществлять больше одной закупки на протяжении бюджетного периода по определенному в соответствии с приказом № 165 предмету закупки.

Исходя из норм Закона № 1490 под предметом закупки следует понимать товары, работы и услуги, которые закупаются организацией — заказчиком торгов за государственные средства.

При этом под товарами понимается продукция любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком, газообразном состоянии, включая электроэнергию, а также услуги, связанные с поставкой товаров, если их стоимость не превышает стоимость самих товаров.

Под услугами подразумевается любая закупка, кроме товаров и работ, включая подготовку специалистов, обеспечение транспортом и связью, освоение технологи, научные исследования, медицинское и бытовое обслуживание, а также консультационные услуги, к которым относятся услуги, связанные с консультированием, экспертизой, оценкой, подготовкой заключений и рекомендаций.

Работы — это любая деятельность, связанная с проектированием, строительством новых, расширением, реконструкцией, капитальным ремонтом и реставрацией объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, техническим перевооружением действующих предприятий, а также услуги, сопровождающие такие работы, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро-и спутниковая фотосъемка и другие, если стоимость выполнения этих услуг не превышает стоимости самих работ.

В соответствии с приказом № 165 предмет закупки товаров и услуг определяется организацией — заказчиком торгов на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97, утвержденного приказом Госкомитета Украины стандартизации, метрологии и сертификации от ЬО. 12.97 г. № 822 в пределах бюджетного назначения на соответствующий год в таком порядке:

—        предмет закупки, который не подлежит делению на части, определяется по показателю пятого знака ДК 016-97 (классификационная группировка «категория»). При этом заказчик может указывать отдельные части  предмета  закупки  товаров  и услуг по показателям шестого и девятого знаков (классификационные группировки  «подкатегория» и «тип»);

Например:

23.20.1 — Продукты нефтепереработки жидкие («категория»);

23.20.11 — Бензины моторные («подкатегория»);

23.20.15.100 — Топливо дизельное («тип»);

—        предмет  закупки  продукции  может определяться  показателем  девятого знака (классификационная группировка  «тип»), если заказчик осуществляет в пределах годо- зого бюджетного назначения закупку только одной позиции этой продукции в пределах показателя пятого знака ДК 016-97 (классификационная группировка «категория»).

Приведем пример определения предмета закупки из Разъяснения Минэкономики «Об определении предмета закупки за государственные средства» от 15.07.2003 г.:

«Например, категория «Оборудование для автоматической обработки информации» (5-й знак) содержит, в частности, подкатегории (6-й знак) «Устройства ввода и вывода», «Устройства запоминающие». В свою очередь, подкатегория «Устройства ввода и вывода» содержит, в частности, типы (9й знак) «Принтеры, плоттеры», «Клавиатуры, сканеры», «Дисплеи визуальные», а подкатегория «Устройства запоминающие» содержит типы «Устройства запоминающие на магнитных дисках», «Устройства запоминающие на оптических дисках». Таким образом, если по бюджетному назначению (т. е. годовой объем средств) заказчик будет осуществлять закупку по крайней мере двух типов продукции (9-й знак), например «Дисплеи визуальные» и «Устройства запоминающие на магнитных дисках» в пределах одной категории (5-й знак), название предмета закупки является названием этой категории — в данном примере «Оборудование для автоматической обработки информации». При этом допускается установление частей предмета закупки как по подкатегориям (6-й знак), так и по типам (9-й знак). Например, в объявлении предмет закупки может определяться следующим образом:

1)    или только как «Оборудование для автоматической обработки информации»  — 12 единиц. В этом случае в тендерной документации заказчик подробнее описывает конкретные типы этого оборудования;

2)  или как «Оборудование для автоматической обработки информации» в составе (по частям):

 

—   «Дисплеи визуальные» — 6 единиц;

—   «Клавиатуры, сканеры»  — 6 единиц. Второй вариант в данном примере более

приемлем, поскольку приведенная категория содержит достаточно широкий перечень типов продукции.

В противном случае, если по бюджетному назначению (т. е. годовой объем средств) заказчик в пределах категории (5-й знак) будет осуществлять закупку только одного типа продукции (9й знак), например «Дисплеи визуальные», то название предмета закупки является названием этого типа «Дисплеи визуальные».»

Заказчик имеет право в случае применения конкурентных процедур закупок (т. е. всех, кроме закупки у одного участника) определять предмет закупки по показателям третьего и четвертого знаков ДК 016-97 (классификационные группировки «группа» и «класс»).

Если предметом закупки являются услуги по текущему ремонту, заказчик определяет предмет закупки, учитывая особенности исчисления стоимости текущего ремонта объекта в соответствии с Правилами определения стоимости строительства ДБН Д. 1.1-1-2000, утвержденными приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. №  174.

В случае когда предметом закупки являются товары и услуги, заказчик имеет право определенный в соответствии с приказом № 165 предмет закупки конкретизировать с учетом норм ч. 3 ст. 21 Закона № 1490. Эта статья запрещает использование в наименовании предмета закупки названий конкретных торговых марок или фирм, патентов, конструкций или типов предмета торгов, источников его происхождения или производителя. В случае когда такое упоминание является необходимым, наименование предмета торгов должно содержать слова «или его эквивалент», «или его аналог». Например: Текущий ремонт (помещение площадью 120 кв. м, состоящее из 3-х комнат по адресу...), Техника для ремонта дорожного покрытия производства фирмы Virtgen, или ее аналог.

Заказчик имеет право проводить в течение одного бюджетного периода более одной закупки какого-либо конкретного предмета торгов при применении процедур:

—  открытых торгов;

—  торгов с ограниченным участием;

—  двухступенчатых торгов.

Определение предмета торгов в виде работ осуществляется заказчиками торгов в соответствии с ДБН Д. 1.1-1-2000 на основании общей сметной стоимости выполнения работ за весь период их выполнения.

Наименование предмета закупки указывается в:

—        объявлении о торгах;

—        приглашении   (в  случае  проведения торгов с ограниченным участием или путем запроса ценовых предложений);

—  уведомлении и объявлении о результатах торгов;

—  в тендерной документации;

—        отчете о результатах осуществления процедуры закупки.