ТЕНДЕРНЫЕ КОМИТЕТЫ
Тендерный комитет представляет собой группу специалистов заказчика, назначенную ответственной за осуществление процедур закупок в соответствии с положениями Закона № 1490.
В соответствии с постановлением КМУ «Об организации обучения и повышения квалификации специалистов по вопросам осуществления процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства» от 01.06.2002 г. № 734 начиная с июля 2004 года заместителями председателей и секретарями тендерных комитетов организаций-заказчиков могут быть только специалисты, которые прошли обучение или повысили квалификацию на курсах и получили сертификат или свидетельство установленного образца.
Порядок создания и главные функции тендерных комитетов определены Положением о порядке создания и главных функциях тендерных комитетов по организации и осуществлению процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным приказом Министерства экономики Украины от 26.12.2000 г. № 280 (далее — Положение № 280) (см. приложение 51).
В соответствии с этим Положением тендерные комитеты могут быть созданы:
— в организациях — главных распорядителях бюджетных средств;
— в организациях — распорядителях бюджетных средств низшего уровня;
— в организациях — получателях государственных средств.
При этом тендерные комитеты в организациях — распорядителях бюджетных средств низшего уровня и организациях — получателях бюджетных средств создаются на основании разрешения, полученного от организации вышестоящего уровня.
Тендерные комитеты могут создаваться как на временной основе (временные тендерные комитеты) для проведения какой-либо конкретной закупки, так и постоянные тендерные комитеты. Последние создаются в случае, если организация-заказчик планирует проведение нескольких закупок в течение финансового года либо если организация-заказчик проводит также закупки от имени подчиненных ей организаций.
Создание тендерного комитета оформляется в виде распорядительного акта руководителя организации-заказчика (приказ, распоряжение, решение — в зависимости от права руководителя заказчика торгов издавать тот или иной акт), в котором должны быть определены:
— статус тендерного комитета — постоянный это тендерный комитет или временный (в таком случае в тексте указывается предмет закупки);
— персональный состав постоянных членов тендерного комитета;
— председатель тендерного комитета. Кроме того, этим распорядительным актом также утверждается Положение о тендерном комитете, которое определяет функции, права и обязанности тендерного комитета, его председателя, секретаря и членов.
Персональный состав тендерного комитета состоит не менее чем из 5 представителей организации-заказчика.
Членами тендерных комитетов рекомендовано назначать специалистов и должностных лиц экономических, юридических и финансовых подразделений, а также подразделений, занимающихся материально-техническим и информационным обеспечением организации-заказчика.
Члены тендерных комитетов в течение 6 месяцев с момента вступления в такой комитет должны получить соответствующие сертификаты или свидетельства установленного образца о прохождении обучения или повышения квалификации по вопросам организации и проведения процедур закупок. Повторное повышение квалификации или обучение осуществляется не реже одного раза каждые два года.
При формировании персонального состава тендерного комитета необходимо исходить из ограничений, установленных ч. 2 и 8 ст. 12 Закона № 1490, согласно которым членами тендерных комитетов не могут быть:
— должностные лица, представители участников, их близкие родственники, должностные лица объединений предприятий, их представители и близкие родственники;
— специалисты, юристы, экономисты, консультанты и другие физические и юридические лица, которые привлекаются к работе в тендерных комитетах на договорных началах, и нотариусы, которые удостоверяют договоры о закупке (если по требованию заказчика договор о закупке подлежит обязательному нотариальному удостоверению).
Кроме рядовых членов тендерных комитетов, в нем имеются как минимум три должностных лица. Это председатель тендерного комитета, его заместитель (или заместители) и секретарь тендерного комитета.
Председатель тендерного комитета назначается на должность тем же распорядительным актом, которым утверждается персональный состав тендерного комитета.
В основные функции председателя тендерного комитета входит организация его работы. Он является должностным лицом, имеет право подписания договоров о закупке и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на тендерный комитет функций.
Председатель тендерного комитета назначает своего заместителя (заместителей), ответственного секретаря и определяет функции каждого члена тендерного комитета в соответствии с п. 4 Положения № 280.
В соответствии с п. 5 Положения № 280 состав, объемы и источники покрытия затрат на организацию и проведение процедур закупок могут определяться в смете затрат по организации и проведению процедур закупок, которая составляется и подписывается председателем тендерного комитета и утверждается руководителем организации — заказчика торгов. При расчете такой сметы учитываются конкретные условия работы тендерного комитета, его тип (постоянный или временный), объем функций, вид закупки, сложность проведения торгов и прочие аспекты на усмотрение председателя тендерного комитета и руководителя организации-заказчика.
Обращаем внимание, что при расчете сметы не учитываются расходы, покрываемые за счет общей сметы на содержание аппарата организации-заказчика, в частности, на оплату труда штатных работников, входящих в состав тендерного комитета, содержание помещения и т. д. В то же время есть возможность поощрить членов тендерного комитета, а именно: члены тендерного комитета могут по решению руководителя организация — заказчик торгов премироваться за качественное и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, в том числе и за работу во внеурочное время.
Затраты на проведение тендерных торгов могут частично покрываться за счет средств, полученных от участников торгов за тендерную документацию, в соответствии с нормами Закона № 1490.
Председатель тендерного комитета и его члены несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушения, допущенные ими в процессе подготовки и проведения торгов. В случае выявления таких нарушении председатель тендерного комитета подает письменные объяснения по фактам таких нарушений на имя руководителя организации — заказчика торгов.