ТЕНДЕРНЫЕ ТОРГИ: ОСНОВЫ
Как известно, бюджетные организации существуют за счет средств, выделяемых из государственного или местных бюджетов, и в соответствии с действующим законодательством эти средства должны использоваться рационально и экономно и только на цели, предусмотренные сметой. Общие правовые и экономические принципы осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств изложены в Законе Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-Ш (далее — Закон № 1490) (см. приложение 49). Целью этого Закона являются создание конкурентной среды в этой сфере, обеспечение прозрачности процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и достижение оптимального и рационального их использования.
Кроме Закона № 1490, основными документами, определяющими порядок проведения закупок за государственные средства (далее — тендерные закупки), являются:
— постановление Кабинета Министров Украины «Об организационных мерах по функционированию системы государственных закупок» от 27.09.2000 г. № 1469, с изменениями и дополнениями (далее — постановление № 1469);
— Положение о порядке создания и главных функциях тендерных комитетов по организации и проведению процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное приказом Министерства экономики Украины от 26.12.2000 г. № 280, с изменениями и дополнениями (далее — Положение о тендерных комитетах);
— Порядок определения предмета закупки за государственные средства, утвержденный приказом Министерства экономики и по вопросам экономической интеграции от 27.06.2003 г. № 165 (далее — Порядок № 165);
— приказ Министерства экономики и по вопросам экономической интеграции «О делегировании отдельных функций по координации закупок товаров, работ и услуг за средства местных бюджетов» от 17.07.2003 г. № 189 (далее — приказ № 189);
— Порядок согласования Министерством экономики и по вопросам экономической интеграции применения заказчиками отдельных процедур государственных закупок, утвержденный приказом Министерства экономики от 07.12.2000 г. № 268 (далее — Порядок № 268) и др.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами местного самоуправления, имеющие полномочия на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществления платежей за счет этих средств, обязаны проводить закупки товаров, работ и услуг с учетом требований Закона № 1490. Начиная с 23 августа 2005 года закупка товаров, работ и услуг, осуществляемая за государственные средства, должна быть осуществлена путем проведения тендерных торгов, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает сумму, эквивалентную 30 тысячам гривен, а работ — 300 тысячам гривен.
Поскольку с 1 января 2000 года все внебюджетные средства учреждений и организаций, содержащихся за счет Государственного бюджета Украины, включены в специальный фонд Государственного бюджета Украины как собственные поступления этих учреждений и направляются на расходы, связанные с содержанием этих учреждений, следовательно, и закупки, осуществляемые за счет средств спецфонда бюджета, также должны проводиться на тендерной основе. В связи с этим обращаем внимание на то, что обязательность проведения тендерных торгов распространяется на закупки не только за счет бюджетных средств всех уровней, но и за счет средств, относящихся к средствам спецфонда бюджета.
Кто может быть заказчиком торгов? Заказчик — это распорядитель государственных средств, осуществляющий закупку в порядке, определенном Законом № 1490. При этом заказчиком считается субъект, тендерный комитет которого проводит процедуру закупки и который одновременно заключает с победителем договор на закупки, кроме случаев осуществления закупки товаров на принципах межведомственной координации. Таким образом, если организация (предприятие) имеет статус юридического лица, является получателем бюджетных средств (уполномочена на получение государственных средств, принятие по ним обязательств и осуществление платежей), то она может выступать заказчиком и осуществлять закупки в соответствии с Законом № 1490 при условии, что распорядителем бюджетных средств более высокого уровня дано на это соответствующее разрешение. В других случаях заказчиком, осуществляющим закупку, является распорядитель бюджетных средств более высокого уровня.
Запрещается приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства в интересах другого заказчика. Каждый заказчик должен осуществлять процедуру закупки и заключать договоры о закупке самостоятельно.
Участником торгов может быть физическое лицо (не обязательно субъект хозяйствования), проживающее на территории Украины, или юридическое лицо — резидент или нерезидент, которое подтвердило свое намерение принять участие в процедуре закупки и подает или подало тендерное предложение. Таким образом, участниками торгов не могут быть:
- физические лица — нерезиденты;
- лица без гражданства;
- филиалы и представительства, другие обособленные подразделения предприятий и организаций без создания юридического лица.
Информация относительно закупок за госсредства должна быть обязательно обнародована.
Размещение объявления о торгах осуществляется в соответствии с требованиями статей 41, 42, 8, 19 Закона № 1490, в соответствии с которыми заказчик обязан опубликовать объявление в «Вестнике государственных закупок», информационном бюллетене, который издает Тендерная палата Украины, и разместить объявление в одной из информационных систем сети Интернет. В том случае, если заказчик в объявлении о закупке не указан или указан неправильный код, присвоенный информационной системой в сети Интернет, такое объявление считается необнародованным.
Проведение процедур закупок без публикации объявлений невозможно, если только закупки не осуществляются с использованием процедур торгов с ограниченным участием, запроса ценовых предложений и закупки у одного участника.
Практические аспекты публикации объявлений о проведении торгов определены в приказе № 130 (см. приложение 55).
Выбор информационной системы для размещения в ней соответствующей информации в сети Интернет осуществляется заказчиком самостоятельно на конкурентных основах и должен отвечать требованиям, установленным в ст. 41 и 42 Закона № 1490 к таким системам. Отбор информационных систем осуществляется в порядке, определенном самим заказчиком.
Несоблюдение требований об обнародовании информации о торгах является существенным нарушением и служит основанием для отмены торгов.
Заказчик торгов имеет также право осуществлять закупки по процедурам, установленным Законом № 1490 (кроме процедуры закупки у одного поставщика (участника), путем осуществления электронных закупок в режиме on-line, с соблюдением требований этого Закона. Обращаем внимание, что обнародование информации о закупках товаров, работ и услуг за государственные средства в информационных системах в сети Интернет не считается осуществлением электронных государственных закупок. Вопросы, связанные с осуществлением электронного документооборота и электронной цифровой подписью, регламентируются нормами Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.
Тендерная документация является важнейшей составляющей процесса проведения тендерных торгов. При ее неправильном составлении тендерные торги могут быть признаны несостоявшимися либо оспорены участниками торгов.
Вопросы, касающиеся составления тендерной документации и предоставления ее участникам торгов, регламентируются статьями 10, 20, 21 и 22 Закона № 1490.
Тендерная документация должна содержать всю информацию, необходимую участникам торгов для оценки своих возможностей и затрат по поставке предмета торгов и подготовки полноценных тендерных предложений.
В тендерной документации могут определяться взаимоотношения и расчеты между заказчиком, экспертами, консультантами, участниками, информационными системами в сети Интернет.
Типовые формы тендерных документов, отражающие особенности проведения торгов по закупке разнообразных предметов закупок, в настоящее время не разработаны. Поэтому создание тендерной документации в значительной мере зависит от характера и уровня сложности закупки.
Ст. 21 Закона № 1490 содержит исключительный перечень информации, которую должна содержать тендерная документация.
Порядок представления тендерной документации участникам торгов освещен в ст. 20 Закона № 1490, согласно которой заказчик направляет участнику тендерную документацию в течение 3 рабочих дней с момента ее оплаты. Документ для оплаты тендерной документации направляется или предоставляется участнику в трехдневный срок со дня получения от него соответствующего запроса.
Если заказчиком установлена плата за предоставление тендерной документации, то она предоставляется участникам торгов только после внесения такой платы. Причем в настоящее время сняты какие бы то ни было ограничения на размер этой платы. Теперь она рассчитывается в соответствии с нормами гражданского законодательства, т. е. исходя из собственных взглядов заказчиков торгов на формирование стоимости тендерной документации. Однако это, по нашему мнению, не освобождает заказчиков торгов от необходимости подтверждать размер платы за тендерную документацию соответствующей калькуляцией или сметой. Относительно платы за предоставление тендерной документации следует также подчеркнуть, что право требовать плату за предоставление тендерной документации имеют исключительно заказчики. Обычно плата:
- либо засчитывается как восстановление кассовых расходов по тому счету, с которого будет произведена оплата закупки;
- либо зачисляется на открытый специальный счет специального фонда распорядителя бюджетных средств.
В случае если заказчик торгов привлекает для подготовки тендерной документации сторонние организации, он должен производить их отбор с использованием норм Закона № 1490 (если стоимость услуг превышает 30 тыс. грн.). Минэкономики в письме от 31.12.2003 г. № 19-53/2452 разъяснило, что если экспертная организация, которую заказчик привлекает к разработке тендерной документации, имеет зарегистрированное надлежащим образом авторское право, в расходы на подготовку тендерной документации включается авторское вознаграждение.
В случае закупки работ ДБН Д. 1.1-1-2000 установлена возможность включения платы за тендерную документацию в сметную стоимость работ. В соответствии с ними предельный размер такой платы устанавливается в размере 0,8 % от стоимости проекта.
В соответствии с Разъяснениями о применении экономической классификации расходов бюджета и Разъяснений о применении классификации кредитования бюджета, утвержденными приказом Госказначейства от 04.11.2004 г. № 194, «расходы на проведение тендеров по закупке товаров, работ и услуг (а именно расходы на разработку и рассылку тендерной документации, приглашение к участию в процедурах закупок и подготовки заседаний тендерного комитета по закупке товаров и услуги т. п.) осуществляется по соответствующим ко дам экономической классификации расходов в зависимости от экономического содержания платежа».
В соответствии с постановлением КМУ «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их созданию и направлениям использования» № 659 от 17.05.2002 г. (см. приложение 14) плата за предоставление тендерной документации может относиться ко второй подгруппе «Средства, которые получают бюджетные организации для выполнения отдельных конкретных поручений от предприятий, организаций или физических лиц, или от других бюджетных организаций» второй группы «Другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений» собственных поступлений бюджетных учреждений. То есть допускается зачисление платы за тендерную документацию на открытый специальный счет специального фонда распорядителя бюджетных средств, а использование этих средств осуществляется заказчиком торгов по определенным им направлениям.
Что касается начисления и уплаты НДС при проведении таких операций, то здесь существует два варианта:
1) если заказчик торгов в соответствии с действующим законодательством не является плательщиком НДС, то при взимании платы за предоставление тендерной документации НДС не начисляется и в стоимость тендерной документации не включается;
2) если заказчик торгов является плательщиком НДС, то налог начисляется и уплачивается в соответствии с действующим законодательством.
Одним из основных финансовых аспектов проведения тендерных торгов является получение от участников торгов тендерного обеспечения (ст. 23 Закона № 1490).
По требованию заказчика торгов их участник во время подачи тендерного предложения одновременно вносит тендерное обеспечение. Его размер устанавливается в следующих размерах:
- при закупке работ — не более 1 % от ожидаемой стоимости закупки;
- при закупке товаров и услуг — не бо лее 5 % от ожидаемой стоимости закупки.
В случае если заказчик торгов предоставляет участникам возможность подавать свои тендерные предложения к отдельным частям предмета торгов (лотам), заказчик торгов устанавливает размер тендерного обеспечения для каждого отдельного лота исходя из ожидаемой стоимости предмета закупки.
Заказчик имеет право указать в тендерной документации требования к предоставлению тендерного обеспечения, его размеры, а также случаи, когда тендерное обеспечение не возвращается участнику.
Предоставление тендерного обеспечения является обязательным (ч. 2 ст. 24 Закона № 1490).
Тендерное обеспечение не возвращается участнику торгов в случае:
— отзыва или изменения тендерного предложения участником торгов после окончания срока его подачи;
— неподписания победителем торгов до говора на закупки вопреки требованиям тендерной документации;
— невыполнение других требований, предусмотренных тендерной документацией (п. 5 ст. 23 Закона № 1490).
В соответствии с п. 41. ст. 2 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» одним из источников поступлений в общий фонд госбюджета являются средства, которые поступят от предоставления участниками торгов обеспечения их тендерного предложения, не подлежащие возврату им в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 23 Закона № 1490-Ш. Поэтому не подлежащие возврату средства, поступившие от предоставления участниками торгов обеспечения их тендерного предложения, должны быть перечислены в общий фонд государственного бюджета. Кроме этого, в соответствии с п. 42 ст. 2 Закона о гоб-дюджете-2005 в госбюджет должны быть также перечислены средства, которые поступят от участника — победителя процедуры закупки, во время заключения договора о закупке, обеспечения его выполнения, которые не подлежат возврату участнику-победителю, в соответствии с условиями договора.
Заказчик торгов не может претендовать на тендерное обеспечение и должен в течение 10 календарных дней вернуть его участнику торгов с момента:
— окончания срока действия обеспечения тендерного предложения, указанного в тендерной документации;
— заключения договора с победителем торгов;
— отзыва тендерного предложения до окончания срока его подачи (если такое предусмотрено тендерной документацией);
— окончания процедуры закупки без заключения договора на закупку ни с кем из участников торгов, подавших свои тендерные предложения.
Формами подачи тендерного обеспечения в соответствии со ст. 546 ГКУ могут быть:
- неустойка;
- поручительство третьей стороны;
- банковская гарантия;
- денежный залог (в виде депозитов, аккредитивов, векселей, чеков и т. п.;
- удержание;
- задаток.
ГКУ разрешается использование и других видов обеспечения, предусмотренных действующим законодательством и договорами между сторонами.