ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА СМЕТЫ

Специальный фонд сметы содержит объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение согласно полной экономической классификации расходов на осуществление соответствующих расходов в соответствии с законодательством, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением бюджетным учреждением его основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета в соответствии с законодательством по классификации кредитования бюджета.

Планирование и направление использования специальных средств бюджетных учреждений осуществляются в соответствии с Порядком № 228.

Формирование доходной части специального фонда проекта сметы осуществляется на основании расчетов доходов, которые составляются по каждому источнику доходов и/или финансирования бюджета или возврата кредитов в бюджет, планируемых на следующий год. В основу этих расчетов берутся такие показатели:

- объем предоставления тех или иных платных услуг, а также другие расчетные показатели (площадь помещений и стоимость оборудования и прочего имущества, сдаваемого в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений выставок, музеев и т. д.) и размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с законодательством;

- прогнозные поступления сборов (обязательных платежей) в специальный фонд бюджета;

- прогнозный объем возврата средств, имеющих целевое назначение, в бюджет.

На основании указанных показателей определяется сумма поступлений на следующий год по каждому источнику их поступлений с учетом конкретных условий работы бюджетного учреждения. При формировании показателей, на основании которых определяются поступления планового периода, обязательно учитывается уровень их фактического выполнения за последний отчетный год, а также ожидаемого выполнения за период, предшествующий планируемому. Показатели должны приводиться в объеме, определенном в расчетах, и полностью соответствовать показателям бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.

В процессе формирования специального фонда проекта сметы планирование собственных поступлений бюджетных учреждений осуществляется по их группам и подгруппам.

Специальный фонд проекта сметы предусматривает свод показателей по всем источникам поступления средств в этот фонд и соответствующим направлениям их использования. Распределение расходов специального фонда проекта сметы проводится исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений, запланированных на эти цели по данному фонду.

Расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются в такой последовательности:

- по установленным направлениям использования;

- на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

- на проведение мероприятий, связанных с выполнением  бюджетным учреждением основных функций, которые не обеспечены (либо частично обеспечены) расходами общего фонда.

При этом распорядитель бюджетных средств корректирует объем взятых бюджетных обязательств по общему фонду сметы для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда в соответствии с бюджетным законодательством.

В процессе составления и утверждения проектов смет остатки средств на счетах по специальному фонду сметы не планируются. Однако бюджетные учреждения имеют право на протяжении текущего года использовать остатки средств на счетах специального фонда на начало года для осуществления расходов, предусмотренных сметой на текущий год, путем внесения изменений в специальный фонд сметы.

Изменения в специальный фонд сметы вносятся в случае, когда общий объем фактических поступлений в этот фонд вместе с объемом остатков средств на его счетах на начало года будет больше, чем соответствующие поступления, запланированные в смете на соответствующий год. При этом в специальном фонде сметы уточненный объем расходов или предоставления кредитов должен равняться сумме уточненного объема доходов и остатков средств на начало года.

В случае когда фактические объемы собственных поступлений бюджетных учреждений за 10 месяцев соответствующего бюджетного периода составляли меньше чем 70 процентов соответствующих объемов, учтенных в специальном фонде сметы, распорядители обязаны внести изменения в специальный фонд сметы в части уменьшения поступлений и расходов с учетом ожидаемого выполнения специального фонда сметы в соответствующем бюджетном периоде. В связи с этим распорядители должны упорядочить бюджетные обязательства с учетом внесенных в специальный фонд сметы изменений.

На протяжении года распорядители вносят изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям на основании справок установленной формы, которые утверждаются руководителями учреждений, утвердившими смету, без внесения соответствующих изменений в роспись по специальному фонду. А высшие учебные заведения и научные учреждения, кроме этого, одновременно вносят изменения в утвержденные планы использования бюджетных средств.

Органы Государственного казначейства Украины ведут отдельный учет таких изменений, проводят расходы с учетом внесенных изменений без внесения изменений в роспись и отражают в отчетности о выполнении бюджета плановые показатели по специальному фонду с учетом внесенных изменений в сметы.

Внесение изменений в роспись по специальному фонду по другим поступлениям (кроме собственных) осуществляется в порядке, установленном для внесения изменений в роспись по общему фонду, по которому после внесения соответствующих изменений в роспись составляются справки о внесении изменений в смету. В случае когда общая сумма других поступлений специального фонда, которые поступили на соответствующую цель, с учетом остатка средств на начало года превышает предусмотренную росписью на соответствующий период, Минфин по представлению главных распорядителей увеличивает плановые показатели по специальному фонду путем внесения изменений в роспись. Для этого главный распорядитель должен предоставить Минфину детально обоснованные расчеты распорядителей на основании справки о подтверждении поступлений (кроме средств, полученных за совершение консульских действий за пределами Украины) на специальные регистрационные счета, которые открыты в органах Государственного казначейства (по форме, приведенной в приложении 7 к приказу № 57), и обоснования относительно необходимости внесения изменений в роспись.

Изменения в роспись не вносятся:

—        при наличии на счете главного распорядителя остатков средств на начало года, которые могут быть использованы для осуществления расходов, предусмотренных росписью на текущий год, и в случае, когда общая сумма других поступлений специального фонда, которые поступили в этот фонд на соответствующую цель,  не превышает предусмотренной росписью  на  соответствующий период;

—        в случае  превышения показателей росписи специального фонда по отдельному виду поступлений в пределах общего объема поступлений, которые поступили на соответствующую цель.

Временно свободные средства специального фонда могут направляться на расходы, финансирование которых должно осуществляться за счет средств общего фонда сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, на осуществление расходов по защищенным статьям расходов общего фонда Государственного бюджета Украины с последующим их возмещением.

Решение о направлении внебюджетных средств на бюджетные расходы и их возмещении принимается распорядителем внебюджетных средств самостоятельно и оформляется приказом по учреждению. Об этом распорядитель средств должен письменно уведомить соответствующий орган Государственного казначейства, на территории которого он находится.