Рассмотрение и утверждение смет

В недельный срок после опубликования Закона Украины о Государственном бюджете Украины, соответствующего решения Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы доводят до главных распорядителей лимитные справки о бюджетных ассигнованиях.

Лимитная справка о бюджетных ассигнованиях — это документ, содержащий утвержденные бюджетные назначения (установленные бюджетные ассигнования) и их помесячное распределение, а также другие показатели, которые в соответствии с законодательством должны быть определены на основании соответствующих нормативов. Лимитная справка выдается соответственно Министерством финансов Украины, Министерством финансов Автономной Республики Крым,- местным финансовым органом, распорядителем высшего уровня  и доводится главным распорядителям, распорядителям более низкого уровня для уточнения проектов смет и составления проектов планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателями), помесячных планов использования бюджетных средств.

Из приведенного определения следует, что справка является для бюджетных организаций своего рода лимитом расходов, которые они могут осуществлять в течение года для выполнения основных функций и в пределах которых они имеют право брать на себя обязательства. Форма лимитной справки о бюджетных ассигнованиях и кредитовании утверждена приказом № 57.

Распорядители бюджетных средств в соответствии с утвержденными для них объемами бюджетных ассигнований и другими показателями, указанными в лимитной справке, приводят в соответствие с ними свои расходы. Для этого численность работников учреждения, предлагаемая к утверждению в штатном расписании, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда, а другие расходы — в соответствие с другими установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение функций, возложенных на учреждение.

Итак, бюджетные учреждения на основании полученной от вышестоящей организации лимитной справки, в которой установлены бюджетные ассигнования, уточняют проекты смет, составляют проекты планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств, штатные расписания и представляют указанные документы вышестоящей организации в установленные сроки. При этом данные о расходах, приведенные бюджетными учреждениями в проектах смет и планах ассигнований, должны соответствовать установленным для них лимитам бюджетных ассигнований.

Штатное расписание, предоставляемое учреждением в вышестоящую организацию, составляется по форме, утвержденной приказом № 57. Штатное расписание — это документ, определяющий структуру учреждения, количество штатных единиц по каждому структурному подразделению и в целом по учреждению. В штатном расписании указываются установленные штатному персоналу должностные оклады, надбавки, доплаты, месячный фонд заработной платы, а также фонд заработной платы на год по данному учреждению.

Проекты смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств, направленные вышестоящей организации, должны рассматриваться, при необходимости, в присутствии руководителей соответствующих учреждений. Главные распорядители при рассмотрении указанных документов должны:

—        обеспечить строгое соблюдение требований  действующего  законодательства, а также указаний по составлению смет на следующий год;

—        соблюдать режим экономии, не допуская включения в смету расходов, не обусловленных необходимостью;

—        обеспечить в проектах смет,  планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления  кредитов из общего фонда бюджета,  планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств соблюдение доведенных в лимитных справках годовых объемов  ассигнований  и их  помесячного распределения  с учетом  сроков  проведения отдельных мероприятий и возможности осуществления соответствующих  расходов или предоставления кредитов из  бюджета в течение года;

—        не допустить утверждения  в сметах сумм, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями.

Главные распорядители в течение двух недель после получения лимитных справок подают Минфину, Минфину АРК, местным финансовым органам уточненные проекты сводных смет, сводных планов ассигнований общего фонда бюджета, сводных планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, сводных планов специального фонда. А главные распорядители средств, через которых бюджетные назначения получают вузы и научные учреждения, кроме этих документов, подают также уточненные проекты сводных планов использования бюджетных средств и сводных помесячных планов использования бюджетных средств для составления и утверждения в соответствии с бюджетными назначениями, установленными в соответствующем бюджете для общего и специального фонда в разрезе главных распорядителей, росписи соответствующего бюджета. В роспись соответствующего бюджета входят:

—        годовая  роспись  ассигнований  (за исключением  предоставления  кредитов  из бюджета)   соответствующего  бюджета  по полной экономической классификацией расходов,   отвечающая  сводным  показателям всех смет;

—        годовая роспись возврата кредитов в соответствующий бюджет и предоставления кредитов из соответствующего бюджета в соответствии с классификацией кредитования бюджета, отвечающая сводным показателям всех смет;

—        годовая роспись расходов специального фонда с распределением по видам поступлений по соответствующим разделам бюджетной классификации, отвечающая сводным показателям всех смет;

—        помесячная  роспись  ассигнований общего фонда соответствующего  бюджета и помесячная роспись специального фонда государственного бюджета (за исключением собственных  поступлений  бюджетных учреждений и соответствующих расходов) по сокращенной экономической классификации расходов и по классификации кредитования бюджета, отвечающая сводным показателям всех планов ассигнований общего фонда бюджета и планов специального фонда;

—        помесячная роспись возврата кредитов в общий фонд соответствующего бюджета и помесячная роспись предоставления кредитов  из общего фонда соответствующего бюджета в соответствии с классификацией кредитования бюджета, отвечающая сводным показателям  всех  планов  предоставления кредитов из общего фонда бюджета.

Уточненные проекты смет и составленные проекты планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств должны отвечать определенным лимитным справкам.

Минфин направляет Государственному казначейству для регистрации, учета и выполнения утвержденную годовую роспись назначений государственного бюджета.

Госказначейство, в свою очередь, в течение трех рабочих дней после утверждения указанной росписи доводит до главных распорядителей выдержки из ее составных частей, которые являются основанием для утверждения в установленном порядке всеми распорядителями бюджетных средств:

—        смет;

—        планов  ассигнований  общего  фонда бюджета;

—        планов  предоставления  кредитов  из общего фонда бюджета;

—        планов специального фонда;

—        планов  использования  бюджетных средств;

—        помесячных  планов  использования бюджетных средств.

Минфин АРК, местные финансовые органы доводят до соответствующих органов Государственного казначейства утвержденные росписи соответствующих местных бюджетов, а главным распорядителям — выдержки из указанных росписей, которые являются основанием для утверждения в установленном порядке смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета — распорядителями средств местных бюджетов.

В течение 30 календарных дней со дня утверждения росписей соответствующих бюджетов должны быть утверждены сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, помесячные планы использования бюджетных средств и планы использования бюджетных средств.

Сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, планы использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячные планы использования бюджетных средств и штатные расписания утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения, за исключением:

1)         Секретариата  Кабинета  Министров Украины по соответствующим бюджетным программам  — Министром Кабинета Министров Украины по согласованию с Премьер-министром Украины и Минфином;

2)         министерств и других центральных органов исполнительной власти, по бюджетным программам  «Руководство и управление», сметы которых утверждаются руководителями соответствующих центральных органов исполнительной  власти  по  согласованию с Минфином,  по другим бюджетным программам,   выполняемым  непосредственно аппаратом министерств и других центральных органов исполнительной власти  — руководителями соответствующих центральных органов исполнительной власти;

Сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда и штатные расписания органов исполнительной власти, принадлежащих к сфере управления министерств и других центральных органов исполнительной власти, утверждаются руководителями этих министерств и других центральных органов исполнительной власти;

3) областных, Киевской и Севастопольской  городских  госадминистраций, сметы которых утверждают председатели соответствующих госадминистраций по согласованию с Минфином;

4) министерств  и ведомств  Автономной Республики  Крым,  управлений,  отделов, других подразделений областных, Киевской и Севастопольской городских, районных госадминистраций, сметы которых утверждает Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская  городские  госадминистрации  после экспертизы,   проведенной  Министерством финансов  Автономной  Республики  Крым, главными областными, Киевским и Севастопольским финансовыми управлениями;

5) управлений, отделов, других подразделений районных госадминистраций, сметы которых утверждают районные госадминистрации после экспертизы, проведенной районными финансовыми управлениями;

6) президиумов государственных академий наук по бюджетным программам «Научная и организационная деятельность президиума» — их руководителями по согласованию с Минфином; по другим бюджетным программам, которые выполняются непосредственно аппаратом этих учреждений, — их руководителями;

7) бюджетных программ специального фонда государственного бюджета, выполняемых за счет 30 % сбора за загрязнение окружающей природной среды, сметы которых утверждаются главным распорядителем по согласованию с Минфином.

Сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, планы использования бюджетных средств, помесячные планы использования бюджетных средств и штатные расписания национальных высших учебных заведений, которым назначения установлены непосредственно в государственном бюджете, утверждаются руководителями этих заведений при согласовании с главным распорядителем, если иное не предусмотрено законодательством.

Сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, планы использования бюджетных средств и помесячные планы использования бюджетных средств (для высших учебных заведений I — IV уровня аккредитации, содержащихся за счет бюджетных средств), и штатные расписания учреждений, которые не имеют вышестоящей организации (центральные районные, центральные городские больницы и т. п.), утверждаются районными госадминистрациями или исполнительными органами соответствующих местных советов.

Что касается смет планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда на проведение централизованных мероприятий, то они утверждаются отдельно по каждому мероприятию руководителями министерств, других центральных органов исполнительной власти, госадминистраций и исполнительных органов местных советов. Они могут утверждаться на общий объем расходов или предоставления кредитов из бюджета.

Смета, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, планы использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячные планы использования бюджетных средств и штатные расписания бюджетных учреждений утверждаются руководителем учреждения, уполномоченного утверждать такие документы, подпись которого скрепляется гербовой печатью, с указанием даты утверждения. Указанные документы утверждаются в двух экземплярах, один из которых возвращается учреждению, а второй остается в организации, руководитель которой их утвердил.

Утвержденная смета доходов и расходов является для бюджетного учреждения основным финансовым документом, определяющим объем средств, выделенных из бюджета на содержание учреждения, и распределение их по направлениям расходования.