Порядок составления смет
Процесс составления смет бюджетными организациями начинается с того, что Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы сообщают главным распорядителям данные о предельных объемах расходов и предоставления кредитов общего фонда проекта соответствующего бюджета на следующий год. Эти данные формируются исходя из планируемых доходов Государственного и местных бюджетов на следующий год. Вместе с этими данными главным распорядителям средств бюджета предоставляются необходимые инструктивные материалы для формирования бюджетных запросов.
После этого главные распорядители бюджетных средств, руководствуясь указаниями Министерства финансов Украины, Министерства финансов Автономной Республики Крым, местных финансовых органов по составлению проектов соответствующих бюджетов на следующий год осуществляют следующие мероприятия:
- устанавливают для подведомственных учреждений предельные объемы расходов и/или предоставления кредитов из общего фонда бюджета, срок представления проектов смет;
- обеспечивают подведомственные учреждения указаниями по составлению проектов смет;
- проводят совещания с руководителями подведомственных учреждений по вопросам составления проектов смет, соблюдения требований действующего законодательства, а также строгого режима экономии денежных средств и материальных ценностей;
- разрабатывают и сообщают подведомственным учреждениям соответствующие показатели, которых они должны придерживаться при составлении проектов смет и которые необходимы для правильного определения расходов или предоставления кредитов;
- обеспечивают составление проектов смет на бюджетные программы (функции), осуществляемые непосредственно главными распорядителями.
Итак, руководствуясь доведенными данными о предельных объемах расходов на следующий год и полученными инструктивными материалами, а также Порядком № 228 и другими нормативными документами, бюджетные учреждения приступают к составлению проектов смет. Необходимо также учитывать, что если учреждение функционировало до начала года, на который планируются расходы, то оно составляет проект сметы на будущий бюджетный год, а вновь созданное в текущем году планирует смету на период со дня своего создания и до конца года.
В соответствии с Порядком № 228 планирование доходной и расходной части сметы производится с учетом следующих требований.
В доходной части проекта сметы указываются плановые объемы поступлений из общего фонда бюджета и объемы поступлений из специального фонда, которые планируется направить на осуществление расходов или предоставление кредитов из общего и специального фондов.
Формирование доходной части общего фонда осуществляется исходя из плановых объемов бюджетных ассигнований, которые выделяются на содержание данной организации. Данные о плановых объемах бюджетных ассигнований сообщаются учреждению непосредственно вышестоящей организацией.
Планирование доходной части специального фонда производится на основании расчетов доходов, которые ожидается получить в следующем году. К таким поступлениям относятся средства, получаемые бюджетной организацией от предоставления услуг, выполнения работ и реализации продукции или иной деятельности. При этом Порядком № 228 предусмотрено, что формирование доходной части специального фонда производится на основании расчетов, которые составляются по каждому источнику доходов и/или финансирования бюджета или возврата кредитов в бюджет, запланированному на следующий год.
При составлении этих расчетов учитываются следующие показатели:
- объем предоставленных тех или иных платных услуг;
- размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с законодательством;
- другие расчетные показатели (площадь помещений и стоимость оборудования, другого имущества, сдаваемого в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т. п.);
- прогнозное поступление сборов (обязательных платежей) в специальный фонд бюджета;
- прогнозный объем возврата средств, имеющих целевое назначение, в бюджет.
На основании указанных показателей определяется сумма поступлений на следующий год по каждому источнику поступления с учетом конкретных условий работы учреждения. Общая сумма планируемых поступлений из специального фонда приводится в своде показателей специального фонда сметы (далее — свод), который прилагается к смете. Форма свода утверждена приказом № 57.
В основу построения свода и сметы положены одни и те же принципы, а именно:
- имеют доходную и расходную части;
- расходы приведены в разрезе кодов экономической классификации.
Так же, как и в смете, в своде не только указывается общая сумма поступлений из специального фонда, но и приводится расшифровка этих поступлений по видам поступлений: плата за услуги (с расшифровкой по подгруппам), предоставляемые бюджетными учреждениями, прочие источники собственных поступлений с расшифровкой по подгруппам и прочие поступления (по видам).
В расходной части проекта сметы планируется общая сумма расходов бюджетного учреждения в разрезе кодов экономической классификации.
При определении объемов расходов и/ или предоставления кредитов из бюджета бюджетные организации должны учитывать объективную потребность в средствах исходя из их основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждения (количество классов, учеников в школах, коек в больницах, детей в дошкольных учреждениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости реализации отдельных программ и запланированных мероприятий по сокращению расходов в планируемом периоде, кроме того, необходимость погашения дебиторской и кредиторской задолженности.
При этом обязательным является выполнение требований относительно первоочередного обеспечения бюджетными средствами расходов на оплату труда, а также на хозяйственные нужды учреждения. При определении расходов должен быть обеспечен строгий режим экономии средств и материальных ценностей. В смету могут включать только те расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности этого учреждения. Расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и т. п., которые не являются первоочередными, могут предусматриваться только при условии обеспечения средствами неотложных расходов и отсутствии задолженности. Поэтому при определении потребности в ассигнованиях на эти цели необходимо учитывать наличие оборудования, инвентаря, и в сметах планировать расходы на приобретение только тех материальных ценностей, в которых учреждение действительно нуждается. Что касается определения расходов на заработную плату, выплачиваемую за счет поступлений из специального фонда, то этот показатель исчисляется в зависимости от объема деятельности учреждения, которая проводится за счет этих средств и с применением норм, используемых учреждениями аналогичного профиля.
Планирование расходов по смете производится на основании установленных норм расходов и действующей сети учреждения, т. е. при формировании расходов бюджетной организацией учитываются такие показатели:
— сеть и обслуживаемые ею контингента, т. е. оперативно-производственные показатели деятельности учреждения (количество школ, число учащихся в них, количество больниц и больничных коек и т. д.);
— нормы бюджетных расходов на расчетную единицу (на класс в школе, койку или койко-день в больнице, на ребенка или дето-день в дошкольном учреждении).
При этом нормы бюджетных расходов представляют собой объем затрат (в натуральном или стоимостном выражении), установленный в расчете исходя из основных показателей деятельности учреждения.
Материальные нормы расходов (в натуральном выражении) отражают затраты материальных ресурсов (в количественном выражении) на единицу измерения расходов. Например, состав и количество продуктов питания на одного больного, количество электроэнергии на освещение 1 м2 площади помещения, нормы расхода горюче-смазочных материалов и т. д.
Денежная норма представляет собой материальную норму, переведенную в денежное выражение исходя из установленных тарифов. Например, количество койко-дней в больнице, умноженное на установленную норму расходов на одну койку, составит расходы на питание по данной больнице.
Рассматривая применение бюджетными организациями норм расходов, отметим, что они группируются на обязательные и расчетные. Обязательные нормы: ставки заработной платы, штатные нормативы, нормы суточных, нормы расходов на питание и т. п. устанавливаются законодательно-нормативными документами, их применение обязательно для всех бюджетных организаций. Расчетные нормы — это средние затраты, приходящиеся на расчетную единицу с учетом конкретных условий работы учреждения.
Используя установленные для данного учреждения нормы расходов и основные производственные показатели, бюджетной организацией определяются расходы на ее содержание и выполнение основных функций.
Порядком № 228 предусмотрены определенные особенности планирования расходов из специального фонда.
Во-первых, распределение расходов производится исключительно в пределах и за счет поступлений, запланированных на эту цель по специальному фонду в проекте сметы.
Во-вторых, планирование расходов из специального фонда производится в такой последовательности:
- по установленным направлениям использования;
- на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;
- на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда.
При этом если распорядитель бюджетных средств оплачивает обязательства по общему фонду сметы за счет средств специального фонда, то он должен откорректировать объем взятых бюджетных обязательств по общему фонду сметы для проведения расходов по этим обязательствам за счет средств специального фонда сметы.
Все показатели расходов или предоставления кредитов из бюджета, включенные в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации расходов или классификации кредитования бюджета и детализированы по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.
Проекты смет, предоставленные распорядителями бюджетных средств более низкого уровня в установленные сроки, рассматриваются главными распорядителями с точки зрения законности и правильности расчетов, целесообразности запланированных расходов или предоставления кредитов из бюджета, правильности их распределения в соответствии с экономической классификацией расходов или классификацией кредитования бюджета, полнотой поступления доходов или возврата кредитов, соблюдений действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов и др.
На основании проектов индивидуальных смет, представленных подведомственными учреждениями, вышестоящие организации составляют проекты сводных смет и формируют бюджетные запросы, направляемые в Министерство финансов Украины, Министерство финансов Автономной Республики Крым, местные финансовые органы для включения в проекты соответствующих бюджетов в установленном порядке.