Структура сметы
Смета бюджетной организации состоит из двух частей: общего и специального фонда. Общий фонд сметы включает в себя поступления из общего фонда бюджета и распределение расходов, составленное в соответствии с полной экономической классификацией расходов для выполнения бюджетной организацией основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета в соответствии с классификацией кредитования бюджета. Специальный фонд сметы включает поступления из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение, составленное в соответствии с полной экономической классификацией на осуществление расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением данной организацией основных функций или распределение предоставления кредитов из бюджета в соответствии с законодательством согласно классификации кредитования бюджета.
Кроме того, общий и специальный фонд сметы состоит из доходной и расходной части. В доходной части сметы указываются планируемые объемы поступления средств, которые предусматривается направить на покрытие расходов учреждения. В расходной части сметы указывается общая сумма расходов, которые запланировано осуществить в течение года данной бюджетной организацией, с распределением их по кодам экономической классификации расходов.
Причем все показатели, характеризующие расходы бюджетной организации, сгруппированы в смете по принципу построения экономической классификации расходов бюджета.
Экономическая классификация расходов бюджета является составляющей частью бюджетной классификации, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. № 604.
Бюджетная классификация представляет собой единую систематизированную группировку доходов, расходов (в том числе кредитования с учетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам.
Согласно БКУ бюджетная классификация состоит из:
классификации доходов бюджета;
классификации расходов и кредитования бюджета;
классификации финансирования;
классификации долга.
В свою очередь, расходы бюджета классифицируются по:
- функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов и кредитования бюджета);
- экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
- признакам главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);
- видам кредитования (классификация кредитования бюджета);
- бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования).
В экономической классификации расходов приведено четкое разграничение расходов по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам (заработная плата, начисления, все виды хозяйственной деятельности, выплаты населению и др.). Кроме того, такое распределение дает возможность выделить защищенные статьи бюджета и обеспечивает единый подход к планированию и учету расходов бюджетными учреждениями.
Согласно ст. 36 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» от 23.12.2004 г. № 2285-IV, в перечень защищенных статей расходов общего фонда Государственного бюджета Украины на 2005 год включены:
- оплата труда работников бюджетных учреждений (код 1110);
- начисления на заработную плату (код 1120);
- приобретение медикаментов и перевязочных материалов (код 1132);
- обеспечение продуктами питания (код 1133);
- выплата процентов по государственному долгу (код 1200);
- трансферты населению (код 1340);
- трансферты местным бюджетам (код 1320).
Кроме того, защищенными расходами Государственного бюджета Украины на 2005 год являются расходы на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих, обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и реабилитации, расходы на реформирование и развитие Вооруженных Сил Украины, разведывательную деятельность, обеспечение взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов вооружения, ракет и боеприпасов Вооруженных Сил Украины, утилизацию обычных видов боеприпасов, непригодных для дальнейшего хранения и использования, а также расходы на подготовку кадров высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации, фундаментальные и прикладные исследования и опытно-конструкторские работы.