Понятие о смете. Виды смет
Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств бюджетов, для обеспечения своей деятельности и выполнения возложенных на них функций составляют смету доходов и расходов (далее — смета).
В настоящее время основным документом, регламентирующим вопросы составления и исполнения смет бюджетных организаций, является Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 228).
Смета бюджетного учреждения — основной плановый документ, предоставляющий полномочия бюджетной организации по получению доходов и осуществлению расходов, определяющий объем и направление средств для выполнения им своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями, установленными законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете.
При этом под бюджетным назначением понимается полномочие, предоставленное явному распорядителю бюджетных средств БКУ, законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, имеющее количественные и временные ограничения и разрешающее предоставлять бюджетные ассигнования. Таким образом, для бюджетного учреждения смета является основным документом, определяющим объем, целевое поступление и использование средств, выделенных из бюджета на содержание учреждения в течение года.
Неотъемлемой частью сметы является, план ассигнований, представляющий собой месячное распределение ассигнований, утвержденных в смете для общего фонда. В отличие от сметы план ассигнований составляется по сокращенной форме экономической классификации расходов:
1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений»,
1120 «Начисления на заработную плату»,
1132 «Медикаменты и перевязочный материал»,
1133 «Продукты питания»,
1160 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей»,
1171 «Исследования, разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ»,
1172 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенных к мероприятиям развития»,
1340 «Текущие трансферты населению»,
5000 «Прочие расходы».
Форма сметы и плана ассигнований утверждена приказом Министерства финансов Украины от 28.01.2002 г. № 57 «Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета» (далее — приказ № 57).
В соответствии с Порядком № 228 сметы подразделяются на: индивидуальные, сводные и сметы на централизованные мероприятия.
Индивидуальную смету составляет каждая бюджетная организация и предоставляет непосредственно своей вышестоящей организации. При этом индивидуальные сметы составляют все бюджетные учреждения, независимо от того, ведут они учет самостоятельно или обслуживаются в централизованной бухгалтерии по каждой выполняемой функции.
Учитывая это требование, бюджетные учреждения, которые ведут учет самостоятельно, индивидуальные сметы представляют своей вышестоящей организации, а учреждения, обслуживаемые в централизованной бухгалтерии, индивидуальные сметы представляют непосредственно в централизованную бухгалтерию.
Кроме сметы, бюджетные организации составляют план ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда по каждой выполняемой ими бюджетной программе (функции). Высшие учебные заведения и научные учреждения, кроме указанных планов, составляют также индивидуальные планы использования бюджетных средств и индивидуальные помесячные планы использования бюджетных средств.
Сводные сметы, сводные планы ассигнований общего фонда бюджета, сводные планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета и сводные планы специального фонда представляют собой свод показателей индивидуальных смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда распорядителей бюджетных средств более низкого уровня, которые составляются главным распорядителем бюджетных средств для представления Минфину, Министерству финансов АРК, местным финансовым органам и органам Госказначейства.
Сводные сметы не утверждаются.
Сводные планы использования бюджетных средств и сводные помесячные планы использования бюджетных средств представляют собой свод показателей индивидуальных планов использования бюджетных средств и индивидуальных помесячных планов использования бюджетных средств высших учебных заведений и научных учреждений — распорядителей бюджетных средств более низкого уровня, которые составляются главным распорядителем средств, через которого они получают бюджетные назначения.
Такие своды подаются Минфину, Министерству финансов АРК, местным финансовым органам и органам Госказначейства.
Смета на централизованные мероприятия составляется министерством, ведомством, органом исполнительной власти или местного самоуправления для финансирования расходов на разовые мероприятия (например, совещания, конференции и т. п. мероприятия). При этом ассигнования в смету на централизованные мероприятия включаются только в том случае, если проведение таких мероприятий за счет средств соответствующего бюджета не противоречит законодательству Украины.
К централизованным мероприятиям относятся мероприятия по организации и осуществлению непосредственно аппаратом главного распорядителя или аппаратом уполномоченного им распорядителя более низкого уровня или уполномоченным им учреждением закупок товаров, работ и услуг в рамках реализации утвержденных в установленном порядке государственных целевых программ, а также общегосударственных мероприятий программного характера с целью обеспечения необходимыми товарами, работами, услугами учреждений системы главного распорядителя или соисполнителей соответствующих государственных целевых программ.
Так, например, к централизованным мероприятиям в сфере здравоохранения относятся:
- мероприятия по обеспечению общегосударственных и коммунальных учреждений здравоохранения отдельными видами медикаментов, изделиями медицинского назначения медицинского оборудования, имеющих первоочередное значение в решении проблем профилактики и лечения отдельных видов заболеваний, обеспечение которыми должно гарантироваться на государственном уровне;
- неотложные работы по укреплению материально-технической базы отдельных общегосударственных и коммунальных учреждений здравоохранения, проведение которых ввиду недостаточности средств в соответствующих бюджетах требует финансовой помощи за счет средств Государственного бюджета Украины;
- мероприятия, осуществляемые в рамках утвержденных целевых программ по здравоохранению, финансирование которых предусмотрено за счет средств Государственного бюджета Украины;
- другие отдельные мероприятия, направленные на улучшение качества предоставления медицинских услуг отдельными общегосударственными и коммунальными учреждениями здравоохранения, выполнение которых предусмотрено соответствующими поручениями Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины. Конкретный перечень централизованных мероприятий определяется ежегодно в процессе формирования соответствующих показателей проекта бюджета.
Далее рассмотрим подробнее структуру сметы и основные принципы ее составления, рассмотрения и утверждения.