Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности

Эффективность развития экономики любой страны во многом зависит от уровня и характера инвестиционной деятельности. Состояние инвестиционной деятельности нельзя признать благополучным. По оценкам экспертов, суммарные инвестиции в республике за 1990-97 гг. сократились более чем в 5 раз. Особенно значительное снижение инвестиций произошло в отраслях определяющих индустриальный облик республики, например, в машиностроении. Некоторые авторы отмечают, что "самой большой разрушительной силой в государстве... является отсутствие инвестиций и их нерациональное использование" (Бабук И. М. Инвестиции, - Мн.: ВУЗ - ЮНИТИ, 1996. С. 3).

   Изношенность основных фондов по всем группам достигла критической отметки - 60 %. Так, в промышленности средний показатель износа по состоянию на 01.01.97 составил 58,4 %, в том числе по машинам и оборудованию - 74,8 %. Аналогичное положение сложилось и в других производственных отраслях.

В то же время мировой опыт свидетельствует, что для эффективного функционирования экономики ежегодные инвестиции должны составлять около 30 % от ВВП. Инвестиции в Беларуси в основной капитал (в процентах от ВВП) составили: 1995 г. -18,7 %, 1996 г. -15,2 %. В 1997 г. объем инвестиций по сравнению с 1996 г увеличился на 20 %, а капитальные вложения в производственную сферу—на 12 %. При этом инвестиции в производственную сферу составляют менее 10 % от ВВП.

Ситуация с обновлением производства усугубилась тем, что на предприятиях отсутствуют реальные условия, источники и стимулы инвестиционной деятельности. В то же время причина убыточности предприятий, низкого качества и конкурентоспособности продукции заложена в отсталости производства, его высокой затратности. Все это ведет к потере рынков сбыта продукции - не только внешних, но и внутреннего.

Низкая инвестиционная активность связана с двумя факторами: отсутствием средств, направляемых на инвестирование производства, и невосприимчивостью предприятий к нововведениям (инновациям).

Рассмотрим эти проблемы более подробно. Первая проблема-формирование инвестиционных ресурсов. Основные причины сокращения внутренних (собственных) инвестиционных ресурсов: резкий рост цен на все виды потребляемых ресурсов и неопределенность их динамики; сокращение бюджетных ассигнований; ограниченность кредитных ресурсов и высокие процентные ставки; инфляция и политика обменного валютного курса, приведшие к уменьшению величины оборотных средств предприятий; взаимные неплатежи и высокий удельный вес в финансовых расчетах бартерных операций; принудительный порядок распределения денежных средств; низкая инвестиционная привлекательность предприятий для населения и зарубежных инвесторов; отсутствие четкой перспективы в приватизации, реструктуризации, санации и банкротстве государственных предприятий и т.д.

Объем внутренних средств, которые можно было бы привлечь для инвестирования, незначителен и включает следующие составляющие: сбережения населения; накопления предприятий, организаций; кредиты банков и государственный бюджет. Наиболее реальным источником в сложившихся экономических условиях должны были стать накопления предприятий. Для этого в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрена система отражения источников и объемов финансирования обновления основных фондов на резервных счетах и субсчетах, позволяющая предприятиям аккумулировать и использовать амортизационные отчисления и часть прибыли. Однако возможности предприятий в силу вышеназванных причин оказались ограничены. Именно в силу названных обстоятельств произошло сокращение доли амортизационных отчислений в инвестициях в 1995-1996 гг., более чем в 2 раза - с 56 % до 27 % (по оценке Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь). При этом произошло не только изменение структуры источников финансирования воспроизводства основных фондов, но и сокращение их объемов. Основные причины следующие.

Амортизационные отчисления не обеспечивают простое воспроизводство основного капитала предприятия вследствие обесценения амортизационных фондов. Этому способствуют недостатки механизма индексации амортизационных отчислений, выражаемые в отставании темпов индексации остатков начисленных амортизационных фондов от темпов изменения восстановительной стоимости основных фондов.

Выручка от реализации продукции предприятий не обеспечивает простого воспроизводства оборотного капитала вследствие разрыва во времени между ценообразованием, реализацией товара и получением денег за товар. В результате возникает дефицит прибыли для создания инвестиционных ресурсов и пополнения оборотных средств.

Сокращается возможность получения кредита на инвестирование и оплату стоимости кредита.

Кризис в сфере накопления и расходования амортизационных отчислений ведет к невосполнимым потерям в строительной отрасли. Здесь объемы капвложений за 1995-1996 гг. сократились втрое, мощности в 1996 г. были загружены всего на 28 %

Поэтому важнейшим условием активизации инвестиционной деятельности является совершенствование амортизационной политики, под которой понимается совершенствование нормативов и методов начисления амортизации, системы переоценки (оценки) основных фондов, обеспечение сохранности и целевого использования амортизационных отчислений.

Основные направления совершенствования амортизационной политики:

Целевое расходование на создание амортизационного фонда части выручки, поступающей на счета платежеспособных предприятий;

Сокращение количества норм амортизационных отчислений (порядка 50);

Внедрение нелинейных методов начисления амортизационных отчислений с сохранением нормативных сроков эксплуатации основных фондов;

Применение двойных стандартов амортизационных отчислений для налогообложения и для отнесения на себестоимость (предполагается, что количественно эти группы отчислений будут различаться - первая должна содержать 5-6 нормативов, вторая -35-40);

Дифференциация нормативов амортизационных отчислений, используемых для расчета себестоимости в зависимости от состояния фондов и финансового состояния предприятия, возможность применения механизмов ускоренной амортизации, изменения режима начисления таких отчислений (от ускоренного к обычному и наоборот).

В условиях ограниченности внутренних инвестиций большую роль в обновлении производства могут сыграть зарубежные инвестиции, поступающие по следующим каналам:

Финансирование по государственным линиям и под государственные программы;

Инвестирование негосударственных проектов под гарантии государственных финансовых органов;

Индивидуальное инвестирование (вкладывание средств иностранным инвестором под свои собственные проекты).

Для привлечения иностранного капитала должны быть созданы соответствующие условия:

1. Нормативная база. Для привлечения инвесторов в законах и  подзаконных документах должны быть четко зафиксированы права, гарантии и льготы, особенно в отношении частной собственности. При этом должно быть обеспечено строгое соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и государственными органами.

2. Создание информационной системы, обеспечивающей иностранных инвесторов данными об экономическом состоянии государства, развитии законодательной базы, имеющихся инвестиционных проектах, потенциальных заемщиках и т.п.

3. Создание четкой системы сбора, рассмотрения и утверждения проектов, финансируемых иностранными инвесторами.

.4. Определенность экономической политики государства, особенно в таких областях экономики, как разгосударствление и приватизация госсобственности, ценообразование, финансово-кредитная политика, налогообложение и т.п.

5. Экономическая стабильность (падение объемов производства, инфляция, платежеспособность субъектов хозяйствования и т.д.). Инвестиционный климат зависит, прежде всего, от макроэкономического равновесия, предполагающего низкий уровень инфляции и стабильный валютный курс. Это равновесие может быть достигнуто благодаря строгой денежно-кредитной политике, отказу от политики кредитной экспансии и заниженных процентных ставок, введению жесткой финансовой и бюджетной дисциплины, осуществлению открытой внешнеторговой политики; свободному ценообразованию; введению режима свободной текущей конвертируемости белорусского рубля по единому курсу, определяемому рыночным спросом и предложением.

6. Устранение препятствий вывозу за рубеж дохода от инвестиций, возврату инвестированных сумм без дополнительных затрат.

7. Наличие развитой системы страхования имущества и рисков иностранных инвесторов.

8. Обеспечение возможности свободной конвертации иностранной и национальной валюты в обоих направлениях.

9. Уровень развития деловой инфраструктуры, включая бизнес-отели, телекоммуникации, банковское обслуживание, транспорт и т.п.

10. Защита от организованной преступности, политическая стабильность.

11. Наличие квалифицированной рабочей силы с высокой производительностью труда.

12. Предсказуемость налоговых изменений, недопустимость

принятия решений "задним числом".

13. Развитая система маркетинговых услуг.

14. Устранение различных бюрократических препятствий на пути создания и регистрации совместных и иностранных предприятий. Любому иностранному инвестору должна быть предоставлена свобода выбора: что и как производить, где инвестировать, для кого производить и по какой цене продавать.

В конечном счете создание благоприятного инвестиционного климата предполагает обеспечение в стране деловой среды, гарантирующей любому инвестору максимальный доход при минимальном риске, высокий уровень экономической свободы и безопасность частной собственности.

При формировании инвестиционного климата предпочтение необходимо отдавать тем иностранным инвесторам, которые вкладывают средства во внедрение современных технологий, требующих обслуживания высококвалифицированными кадрами, когда организуется выпуск технически сложной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции и экспорта. В результате быстро и глубоко структурно перестраивается производство, увеличивается приток конвертируемой валюты, существенно меняется внешнеторговое сальдо страны на начальном этапе.

Меньшим приоритетом должны пользоваться проекты, предполагающие поступление капитала в форме машин, оборудования, технологии, сырья для производства дешевых, не требующих сложных затрат труда, товаров с потенциальным потреблением на внутреннем рынке. Это позволяет повысить занятость и активизировать потребительский спрос населения.

Таким образом, иностранные инвестиции - это проверенный способ выхода из кризиса и активизации производства в период трансформации экономики.

Вторая проблема определяющая инвестиционную активность, -это обеспечение восприимчивости к нововведениям. Нужны не просто инвестиции в производство, а такие, которые позволяют выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию на основе высоких технологий. Думается, что в условиях дешевой рабочей силы и огромного рынка потребительских товаров стран бывшего Советского Союза иностранные инвесторы вряд ли будут заинтересованы в импорте высоких технологий. Поэтому основная задача в их освоении должна лечь на отечественные предприятия.

Мировая практика, особенно государств, ставших на путь индустриального перевооружения после второй мировой войны, например Японии, выработала универсальный набор мер, направленных на повышение восприимчивости производства к нововведениям:

1. Разгосударствление предприятий. Многие ученые и хозяйственники считают, что государственные предприятия совершенно не приспособлены к работе в новых условиях и не имеют внутренних стимулов к эффективной научно-технической деятельности. Поэтому производительность труда качество продукции, эффективность производства на них по-прежнему остаются низкими. Многие исследователи отмечают, что послевоенные успехи японских компаний объясняются именно тем, что они не были государственными, работали в условиях жесткой внутренней и внешней конкуренции, правда, при макроэкономической поддержке государства.

2. Реструктуризация предприятий. Применительно к предприятию реструктуризация означает такие преобразования в производственной и организационной структуре, технике и технологии, хозяйственном механизме и т.д., которые позволили бы ему адаптироваться к рыночной экономике, стать привлекательным для инвесторов, восприимчивым к нововведениям. Реструктуризация означает не просто изменения, а существенную, кардинальную перестройку стратегии предприятия во всех сферах деятельности, включая: децентрализацию процесса принятия хозяйственных решений; реализацию маркетинговой концепции управления; переориентацию деятельности всех структурных подразделений предприятия с промежуточных показателей на конечные; разукрупнение предприятия (создание новых хозяйствующих субъектов из отдельных подразделений); изменение кадровой политики и системы мотивации труда; санацию и т.п.

Наиболее важным мероприятием, позволяющим активизировать инвестиционные процессы, является разукрупнение предприятий, которое, наряду с приватизацией, дает возможность привлечь средства населения в качестве инвестиций, снизить риск при проведении реформ, повысить заинтересованность трудовых коллективов во внедрении ноу-хау.

3. Государственная поддержка инвестиционной политики. Высокие технологии требуют огромных затрат на научные исследования и разработки. Поэтому правительства многих стран активно стимулируют и поддерживают инновационные процессы. Однако такая поддержка оказывается не в форме субсидий неконкурентоспособным предприятиям, а либо в виде финансирования НИР и ОКР, либо в предоставлении дополнительных льгот в форме частичного или полного освобождения от налогов, ускоренной амортизации и государственных заказов. Кроме того, принимаются меры неэкономического характера в виде ограничений на импорт товаров и технологий в поддерживаемых государством отраслях.

4. Создание эффективной государственной системы стандартизации и сертификации продукции которая позволяет:

во-первых, создать современную информационную базу для принятия перспективных и текущих экономических решений в области научно-технической политики, структурной перестройки, маркетинговой политики, поощрения конкуренции и т.п.;

во-вторых, обеспечить высокое качество и научно-технический уровень выпускаемой продукции посредством покупки лицензий и копирования лучших зарубежных образцов продукции, развития собственной исследовательской и проектной базы, поощрения экспорта, создания системы стандартов и т.д.

5. Переподготовка и повышение квалификации кадров в области освоения новых технологий. Именно с этого аспекта начиналось создание признанной во всем мире японской системы управления качеством продукции, которая отличается своей простотой, наглядностью, высоким уровнем мотивации труда рабочих.