Разработка стратегического плана

Принятая стратегия служит основой для разработки стратегического плана предприятия. В зависимости от комбинации выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным.

Наступательный план предполагает деловое развитие предприятия. Он создается, как правило, крупными фирмами, обладающими высоким потенциалом. Наступательный план предполагает освоение и производство новой продукции, выход на новые рынки, значительные инвестиции и т.д.

Оборонительный план нацелен на удержание достигнутых на рынке позиций и содержит меры, предупреждающие негативные последствия рынка, банкротство предприятия. Стратегический план должен отвечать на следующие вопросы:

• Условия спроса в планируемом периоде, каких товаров и услуг ожидают потребители от предприятия?

• Какие виды продукции должны быть сняты с производства?

• Каков должен быть объем ресурсов для производства планируемых товаров и услуг?

• Каковы должны быть организационно-экономические способы создания новых производств (приобретение, слияние, новое строительство, собственные НИОКР, покупка патентов и т.д.)?

• Какие организационно-технические изменения следует произвести на предприятии, чтобы достичь запланированных результатов и т.д.?

В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит с собственных позиций. Тем не менее, в последнее время наметилась общепринятая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как предприятие и его структурные подразделения распоряжаются своими ресурсами.

Структура стратегического плана представлена в табл. 7.1. В соответствии с ней план может включать следующие разделы.

1. Корпоративная миссия. Отражает существующую на рынке возможность удовлетворения конкретных видов потребностей, поставляя продукцию для данной категории потребителей в условиях конкуренции с определенной группой других изготовителей. В данном разделе должны быть четко сформулированы решения, касающиеся характера выпускаемой продукции, нахождения для товаров оптимальных товарных ниш и стратегии обслуживания товаров.

Таблица 7.1

Структура стратегического плана

Наименование раздела

Показатели

 

1

 

2

 

1. Корпоративная миссия

 

1.1.  Цели и задачи предприятия

1.2.  Сферы деятельности

1.3.  Структура и темпы роста бизнеса

1.4.  Характер удовлетворения потребностей клиентов

1.5.  Особенности выпускаемой продукции

1.6.  Стратегия продукта

1.7.   Стратегия предпродажного и послепродажного обслуживания

1.8.   Партнеры

1.9.   Покупатели, клиенты

1.10.        Поставщики

1.11.        Ценности фирмы, кадровая политика, мотивация персонала

1.12.        Организационная структура управления

1.13.        Доходы (величина, рентабельность, доход на акцию и т.д.)

1.14.        Социальная деятельность

1.15.        Благотворительная деятельность

1.16.        Культура и имидж фирмы

 

2. Продукция

 

2.1. Укрупненная номенклатура выпускаемой продукции

2.2. Номенклатура осваиваемой новой продукции

2.3. Номенклатура снимаемой с производства продукции

2.4. Номенклатура сопутствующих товаров

2.5. Количество потенциальных покупателей

2.6. Емкость рынка и объем продаж

2.7. Рентабельность продукции

2.8. Ценовая политика

2.9. Качество продукции

2.10. Сроки разработки и освоения новой продукции

2.11. Затраты на НИКОР

2.12. Скорость обслуживания клиентов

2.13. Количество претензий и рекламаций

 

3. Конкуренция

 

3.1. Уровень обслуживания клиентов

3.2. Степень дифференциации продукции

3.3. Уровень издержек

3.4. Входные барьеры

3.5. Выходные барьеры

3.6. Интенсивность конкуренции

3.7. Мероприятия по использованию преимуществ

 

 


Продолжение табл. 7.1

 

l

 

2

 

 

3.8. Мероприятия по преодолению слабых сторон

3.9. Мероприятия по реализации возможностей

3.10. Мероприятия по предотвращению угроз

 

4.Рынки

 

4.1. Границы рынков сбыта

4.2. Существенность сегментов рынков

4.3. Мощность каналов сбыта

4.4. Транспортная сеть

4.5. Доступность сегментов рынка

4.6. Динамика изменения рынков

4.7. Потенциальные конкуренты

4.8. Прогноз появления товаров - заменителей

4.9. Стратегия продвижения товаров на рынки

4.10. Система распределения продукции

4.11. Концентрация продаж на рынках

4.12. Доля рынка

4.13. Относительная доля рынка

 

5. Ресурсы

 

5.1. Величина и структура основного и оборотного капитала

5.2. Активы фирмы

5.3. Производственная мощность

5.4. Кредиторская и дебиторская задолженность

5.5. Прогноз изменения цен на ресурсы

5.6. Величина и направления вложений инвестиций

5.7. Эффективность использования ресурсов

5.8. Кредиты

5.9. Рентабельность предприятия

 

6. Деловой "портфель"

 

6.1. Производственная структура предприятия

6.2. Продажа собственности

6.3. Покупка собственности

6.4. Слияние собственности

6.5. Степень диверсификации предприятия

6.6. Эмиссия ценных бумаг

 

7. Инновации

 

7.1. Создание, освоение и повышение качества продукции

7.2. Внедрение новой технологии

7.3. Механизация и автоматизация производства

7.4. Совершенствование управления

7.5. Экономия ресурсов

7.6. Защита окружающей среды и т.д.

 

8. Инвестиции

 

8.1. Реальные

8.2. Портфельные, интеллектуальные

 

 


2. Продукция. Этот раздел содержит укрупненную номенклатуру и объем продаж продукции, доступность сегмента рынка для предприятия и прибыльность.

Объем продаж характеризует емкость рынка, показывает, какое количество и на какую сумму было продано конкретных изделий в предшествующем периоде, наличие потенциальных покупателей в границах сегмента рынка и на сколько может быть увеличен объем продаж в планируемом периоде.

Доступность сегмента рынка для предприятия позволяет определить возможность обеспечения предприятия каналами сбыта, их мощность, надежность транспортной сети для доставки продукции потребителям.

Прибыльность характеризует рентабельность деятельности предприятия на данном сегменте рынка.

3. Конкуренция. Задача данного раздела стратегического плана - оценить, какие изменения в стратегии могут предпринять конкуренты и какие мероприятия следует выполнить, чтобы в полной мере использовать преимущества предприятия. Наиболее распространенные меры:

• достижение уровня удовлетворения потребностей, превышающего уровень конкурентов;

• выбор эффективных рынков сбыта и дифференциация продукции;

• обеспечение уровня издержек ниже среднеотраслевого и нормы прибыли выше отраслевой;

• создание входных конкурентных барьеров за счет издержек переориентации потребителей, дифференциации продукции, недоступности для конкурентов каналов распределения продуктов, отсутствия земельных участков, недостатка опыта и ноу-хау, снижения цен и т.д.

• создание выходных барьеров за счет высокой капиталоемкости производства, ликвидации крупных производственных мощностей, списания крупных инвестиций и т.д.

4. Рынки. В данном разделе должны быть указаны границы рынка. Они определяются не только его географией, но и особенностями использования продукции. При определении границы рынка учитываются существенность сегмента рынка и интенсивность конкуренции.

Существенность сегмента тесно связана с характеристикой сегмента по объему продаж, но учитываются и тенденции его развития. Интенсивность конкуренции характеризует сегмент с точки зрения наличия на нем конкурентов, т.е. в какой степени они готовы уступить свою долю рынка. Учитывается также возможность появления новых конкурентов в будущем, их слабые и сильные стороны.

5. Ресурсы. В стратегическом плане ресурсы используются для поддержки стратегии. Планируется величина и структура основного и оборотного капитала, производственная мощность предприятия, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д. Особое внимание уделяется инвестициям, их величине и направлениям использования. Направления предопределяются характером стратегии. Планируется общий объем инвестиций и направления их вложений. При разработке этого раздела плана необходимо оценить, как долго данные инвестиции могут быть рентабельными по сравнению с возможными альтернативными направлениями и какую прибыль они могут принести.

6. Деловой "портфель". Этот термин применяется для обозначения группы хозяйственных подразделений, принадлежащих одному хозяйствующему субъекту (владельцу). Портфель в зависимости от специфики его формирования может быть диверсифицированным, синергическим или смешанным. В плане должны быть предусмотрены структурные изменения портфеля, т.е. планируемые приобретения и продажи предприятия и его структурных подразделений; способы деления предприятия на более мелкие подразделения в процессе реструктуризации и разукрупнения (деление в соответствии с дифференциацией продукции, покупателей,

рынков сбыта).

7. Инновации. В широком смысле под инновациями понимается применение новых возможностей для решения проблем. В узком смысле инновации - это мероприятия, направленные на создание, освоение и повышение качества выпускаемых видов продукции, внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, совершенствование управления основным, вспомогательным и обслуживающим производством, экономию материалов, топлива, энергии и т.д.

Инновационная деятельность объединяет все разделы стратегического плана и включает не только процессы зарождения идеи, но и ее коммерческой реализации. Данный раздел содержит перечень всех инноваций, предусматриваемых к реализации в планируемом периоде. Подробное технико-экономическое обоснование каждой инновации осуществляется в соответствующем бизнес-плане. Поэтому на практике малые и средние предприятия иногда стратегический план отдельным документом не оформляют, а все стратегические решения отражают в бизнес-планах. Однако такой подход не исключает необходимости выполнения всех вышерассмотренных процедур стратегического планирования.