Организация планирования на предприятии

Организация планирования предполагает создание на предприятии соответствующего механизма с точки зрения формального структурного и процедурного внутрифирменного планового процесса.

Процесс планирования на предприятии преследует две цели:

-   определение перспектив развития предприятия;

-   координация усилий предприятия и сведения к минимуму негативных факторов риска.

При организации планирования следует учитывать следующие моменты:

1)  процесс планирования должен делиться на стадии, на каждой из которых определяются основные виды деятельности, ответственность и участие уровней организации;

2)           процесс планирования и его стадии охватывают отдельные временные интервалы, чем обеспечивается синхронизация, взаимосвязь и преемственность стратегических, перспективных, текущих и оперативных планов;

3)           при организации планирования следует определить набор и возможности внутренних и внешних источников развития предприятия.

Организационно процесс планирования (цикл планирования) включает в себя решение следующих вопросов:

1. Оценка внешней среды бизнеса предприятия.

2.      Оценка возможностей предприятия с учетом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды.

3.      Определение (уточнение) миссии предприятия.

4.      Определение и формулирование целей, основными из которых являются:

- достижение определенных финансовых результатов;

-   достижение определенных размеров предприятия или
определенного положения на рынке (доли рынка);

-    изменение сферы деятельности в продуктовом отношении (диверсификация);

-    изменение географической направленности рынков сбыта.

5.  Определение текущих оперативных задач, соответствующих
целям деятельности предприятия.


6.      Установление роли линейных управляющих и штабных специалистов в выработке плана.

7. Собственно разработка плана.

8. Анализ чувствительности плана к изменениям параметров внешней и внутренней среды и корректировка плана.

9.      Анализ и контроль за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.

На предприятиях применяются три основные схемы перспективного и текущего планирования:

-   децентрализованная (снизу вверх);

-   централизованная (сверху вниз);

-   интерактивная (во взаимодействии).

В процессе планирования принимают участие: высшее руководство предприятия; плановая служба предприятия; руководители и специалисты производственных и функциональных подразделений.

О распределении функций в области планирования и о структуре плановой службы изложено в работах .

В рыночных условиях достижению высоких конечных результатов работы во многом способствует применение компьютерной техники и технологии в управленческих процессах, в том числе и в процессе планирования. Объем планово-экономической информации, необходимой для качественного составления плана, настолько велик, что для ее своевременного анализа правильной оценки требуется повсеместное использование компьютерных средств сбора, передачи, обработки и хранения информации. Выбор и обоснование правильных управленческих решений связан с рассмотрением и большого числа различных, в том числе и альтернативных вариантов, требующих сложных расчетов с использованием экономико-математических методов.

Реализация всех преимуществ автоматизированного планирования возможна, когда любая релевантная информация легко доступна экономистам-менеджерам и обеспечена ее быстрая передача между отдельными звеньями организационной структуры предприятия. Идеальное взаимодействие внутрифирменных подразделений достигается путем создания интегрированной управленческо-информационной системы предприятия. Интегрированные системы позволяют соединять в единый поток различные виды информации и тем самым повышать эффективность ее использования в процессе разработки и принятия планово-управленческих решений на различных иерархических уровнях управления.