Система планов предприятия и их взаимосвязь
В основу классификации систем внутрифирменного планирования могут быть положены признаки, представленные в табл. 3 .
В зависимости от ориентации планирования и степени свободы в выборе целей, задач и средств, необходимых для их достижения, следует различать: нормативное, стратегическое, тактическое и оперативное планирование, подходы, к формированию которых представлены в табл. 4 .
Результатом планирования является система взаимосвязанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, отражающих цели, стратегии и программы развития предприятия.
Таблица 3
Общая классификация систем внутрифирменного планирования
Классификационный признак |
Тип системы планирования |
Пояснения и примечания |
1 |
2 |
3 |
Общая ориентация планирования |
Интерактивное Преактивное Инактивное Реактивное |
|
1 |
2 |
3 |
Временной горизонт планирования |
Долгосрочное |
Более 5 лет |
Среднесрочное |
1-5 лет |
|
Краткосрочное |
месяц, квартал, год |
|
Диспетчирование |
декада, неделя, сутки, смена |
|
Централизация плановых функций |
Централизованное |
Характеризуется иерархией функций |
Децентрализованное |
Самостоятельность в принятии решений |
|
Целевая направленность |
Нормативное |
См. пояснения в табл.4 |
Стратегическое |
||
Тактическое |
||
Операционное |
||
Технология формирования планов |
Дискретное |
План формируется на определенный фиксированный период |
Непрерывное (скользящее) |
Формируются переходные планы |
|
Характер функциональных связей |
Интегрированное |
Предполагает координацию планов |
Локальное |
Характеризуется автономией планов |
|
Методология разработки планов |
Функциональное |
Формирование плана в разрезе планов функций планич рования |
Ситуационное |
Разработка сценария и сие J темы альтернативных план нов |
|
Характер планируемых показателей |
Директивное |
Планы носят обязательный характер |
Индикативное |
Планы носят рекомендательный характер |
1 |
2 |
3 |
Объект планирования |
Общефирменное |
Охватывает деятельность фирмы в целом |
Планирование на уровне подразделений |
Сфера плана ограничена подразделением предприятия |
|
Бизнес-планирование |
Сфера плана ограничена проектами |
Таблица 4 Типы планирования и планируемых позиций
Тип планирования |
Идеалы |
Цели |
Задачи |
Средства |
Ориентация |
Операциональное |
Заданы |
Заданы |
Заданы |
Выбираются |
Инактивизм |
Тактическое |
Заданы |
Заданы |
Выбираются |
Выбираются |
Реактивизм |
Стратегическое |
Заданы |
Выбираются |
Выбираются |
Выбираются |
Преактивизм |
Нормативное |
Выбираются |
Выбираются |
Выбираются |
Выбираются |
Интерактивизм |
Содержание долгосрочного плана (5-20 лет) включает:
1) формирование общих (глобальных) целей предприятия;
2) выработку стратегии развития;
3) определение укрупненных финансовых показателей в планируемом периоде.
Основная задача среднесрочных планов (1-5 лет) сводится к определению средств для выполнения целей, заданных долгосрочным планом, с более глубокой детализацией основных экономических показателей.
Наибольшей конкретностью отличаются краткосрочные (текущие) планы. Задачи текущего планирования:
- наиболее полное использование финансовых, производственных и трудовых ресурсов предприятия;
- анализ текущего сбыта продукции и контроль за ходом реализации товаров;
- текущее планирование и регулирование производства на основе анализа сбыта;
- планирование закупок материальных ресурсов;
- планирование производственных запасов и контроль за их уровнем;
- контроль за уровнем издержек производства и планирование прибыли.
В рамках планирования используются:
а) перспективные планы;
б) прогнозы;
в) экономические программы по отдельным проблемам;
г) бюджеты.
Перспективный план включает в себя: сводный (генеральный) план, функциональные планы, планы производственных подразделений.
Основная цель прогнозов, помочь руководству в выборе оптимального варианта на основе сопоставления различных вариантов развития, в осмыслении последствий принимаемых решений, в оценке финансового риска с учетом тенденций развития экономических, научно-технических, политических и социальных условий .
Экономические программы направлены на повышение эффективности производства и функционирования всей системы предприятия в целом, а также на решение конкретных задач на отдельных его участках.
Бюджеты используются как средство интеграции отдельных функций и координации действий подразделений с точки зрения согласования поступления и расходования всех видов ресурсов (прежде всего денежных). Показатели бюджетов применяются в качестве нормативов, с которыми сравниваются фактические результаты.
Для процесса планирования при всем многообразии планов можно выделить следующие этапы (стадии):
1) определение ключевых факторов экономической ситуации;
2) подбор исходной информации;
3) анализ текущего положения, издержек и степени риска;
4) разработка плана.
Разработка плана, в свою очередь, предполагает последовательную выработку следующих положений:
- концепцию (общие цели) основного и альтернативного плана (на случай непредвиденных обстоятельств);
- конкретные, детализированные цели на заданный период времени;
- стратегию (пути и средства) достижения целей;
- организационные меры по осуществлению стратегии;
- шкалу времени и составление таблиц издержек;
- подробную тактику действий;
- график: кто, что, где и когда делает;
- систему контроля за ходом выполнения планов.
Реализация любой стратегии требует выполнения определенных тактических решений. Поэтому стратегическое планирование, направленное на кардинальные изменения, должно подкрепляться текущим и оперативным планированием, обеспечивающим поэтапное достижение стратегических целей.
Показатели рынка, содержащиеся в программе маркетинга, являются исходными данными для планирования деятельности предприятия. Узловыми в системе планов являются планы реализации, производства, снабжения, издержек и финансовый план.
После завершения разработки планов по отдельным направлениям проводится их анализ, выявляются несоответствия, а также необходимость соответствующей их корректировки. Одним из главных критериев окончательно принимаемого сводного плана является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия.