Система планов предприятия и их взаимосвязь

В основу классификации систем внутрифирменного планирования могут быть положены признаки, представленные в табл. 3 .

В зависимости от ориентации планирования и степени свободы в выборе целей, задач и средств, необходимых для их достижения, следует различать: нормативное, стратегическое, тактическое и оперативное планирование, подходы, к формированию которых представлены в табл. 4 .

Результатом планирования является система взаимосвязанных долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, отражающих цели, стратегии и программы развития предприятия.

Таблица 3

Общая классификация систем внутрифирменного планирования

Классификационный признак

Тип системы планирования

Пояснения и примечания

1

2

3

Общая   ориентация планирования

Интерактивное Преактивное Инактивное Реактивное

 


 

 

 

1

2

3

Временной      горизонт планирования

Долгосрочное

Более 5 лет

Среднесрочное

1-5 лет

Краткосрочное

месяц, квартал, год

Диспетчирование

декада,     неделя,     сутки, смена

Централизация плановых функций

Централизованное

Характеризуется  иерархией функций

Децентрализованное

Самостоятельность в принятии решений

Целевая направленность

Нормативное

См. пояснения в табл.4

Стратегическое

Тактическое

Операционное

Технология формирования планов

Дискретное

План формируется на определенный     фиксированный период

Непрерывное      (скользящее)

Формируются   переходные планы

Характер   функциональных связей

Интегрированное

Предполагает  координацию планов

Локальное

Характеризуется автономией планов

Методология разработки планов

Функциональное

Формирование плана в разрезе планов функций планич рования

Ситуационное

Разработка сценария и сие J темы   альтернативных   план нов

Характер       планируемых показателей

Директивное

Планы носят обязательный характер

Индикативное

Планы    носят   рекомендательный характер


1

2

3

Объект   планирования

Общефирменное

Охватывает деятельность фирмы в целом

Планирование на уровне подразделений

Сфера плана ограничена подразделением предприятия

Бизнес-планирование

Сфера плана ограничена проектами

Таблица 4 Типы планирования и планируемых позиций

 

Тип     планирования

Идеалы

Цели

Задачи

Средства

Ориентация

Операциональное

Заданы

Заданы

Заданы

Выбираются

Инактивизм

Тактическое

Заданы

Заданы

Выбираются

Выбираются

Реактивизм

Стратегическое

Заданы

Выбираются

Выбираются

Выбираются

Преактивизм

Нормативное

Выбираются

Выбираются

Выбираются

Выбираются

Интерактивизм

Содержание долгосрочного плана (5-20 лет) включает:

1)  формирование общих (глобальных) целей предприятия;

2)               выработку стратегии развития;

3)               определение укрупненных финансовых показателей в планируемом периоде.

Основная задача среднесрочных планов (1-5 лет) сводится к определению средств для выполнения целей, заданных долгосрочным планом, с более глубокой детализацией основных экономических показателей.

Наибольшей конкретностью отличаются краткосрочные (текущие) планы. Задачи текущего планирования:

-     наиболее полное использование финансовых, производственных и трудовых ресурсов предприятия;

-     анализ текущего сбыта продукции и контроль за ходом реализации товаров;

-    текущее планирование и регулирование производства на основе анализа сбыта;

-    планирование закупок материальных ресурсов;

-    планирование производственных запасов и контроль за их уровнем;

-    контроль за уровнем издержек производства и планирование прибыли.

В рамках планирования используются:

а)  перспективные планы;

б) прогнозы;

в)  экономические программы по отдельным проблемам;

г)  бюджеты.

Перспективный план включает в себя: сводный (генеральный) план, функциональные планы, планы производственных подразделений.

Основная цель прогнозов, помочь руководству в выборе оптимального варианта на основе сопоставления различных вариантов развития, в осмыслении последствий принимаемых решений, в оценке финансового риска с учетом тенденций развития экономических, научно-технических, политических и социальных условий .

Экономические программы направлены на повышение эффективности производства и функционирования всей системы предприятия в целом, а также на решение конкретных задач на отдельных его участках.

Бюджеты используются как средство интеграции отдельных функций и координации действий подразделений с точки зрения согласования поступления и расходования всех видов ресурсов (прежде всего денежных). Показатели бюджетов применяются в качестве нормативов, с которыми сравниваются фактические результаты.

Для процесса планирования при всем многообразии планов можно выделить следующие этапы (стадии):

1) определение ключевых факторов экономической ситуации;

2)       подбор исходной информации;

3)   анализ текущего положения, издержек и степени риска;

4)   разработка плана.

Разработка плана, в свою очередь, предполагает последовательную выработку следующих положений:

- концепцию (общие цели) основного и альтернативного плана (на случай непредвиденных обстоятельств);

-  конкретные, детализированные цели на заданный период времени;

-    стратегию (пути и средства) достижения целей;

-    организационные меры по осуществлению стратегии;

-    шкалу времени и составление таблиц издержек;

-    подробную тактику действий;

-    график: кто, что, где и когда делает;

-    систему контроля за ходом выполнения планов.

Реализация любой стратегии требует выполнения определенных тактических решений. Поэтому стратегическое планирование, направленное на кардинальные изменения, должно подкрепляться текущим и оперативным планированием, обеспечивающим поэтапное достижение стратегических целей.

Показатели рынка, содержащиеся в программе маркетинга, являются исходными данными для планирования деятельности предприятия. Узловыми в системе планов являются планы реализации, производства, снабжения, издержек и финансовый план.

После завершения разработки планов по отдельным направлениям проводится их анализ, выявляются несоответствия, а также необходимость соответствующей их корректировки. Одним из главных критериев окончательно принимаемого сводного плана является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия.