Сущность и функции планирования в управлении

Рыночные условия в экономике дают каждому предприятию определенную свободу в выборе осуществляемых видов деятельности, выпускаемой продукции и оказываемых своим потребителям услуг. Любая организация имеет возможность самостоятельно определять направления производственной и сбытовой деятельности, осуществлять закупку необходимых материалов, комплектующих и оборудования.

Однако, данная деятельность не может проводиться стихийно, без осмысления и упорядочения совершаемых действий. Такие ограничения обуславливаются таким важнейшим экономическим фактором, как ограниченность ресурсов. Возможности любой организации не безграничны, она может приобрести и переработать определенный объем ресурсов. Планирование деятельности предприятия позволяет повысить эффективность процесса приобретения ресурсов, их переработки и реализации готовой продукции посредством снижения затрат и увеличения прибыли за счет эффективной сбытовой деятельности.

В процессе планирования деятельности обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг. Использование маркетинга на предприятии определяет планы выпуска продукции, которая в максимальной степени способна удовлетворить потребности целевых потребителей. Посредством учета результатов маркетинговых исследований нужды и потребности покупателей трансформируются в производственные планы предприятий.

В условиях рынка функция планирования состоит не только в том, чтобы определить во времени и в пространстве те действия, которые позволят предложить рынку востребуемую продукцию. В числе функций современного планирования выделяют:

Ø Обеспечение деятельности организации всеми необходимыми ресурсами (производственными, материальными, трудовыми, финансовыми, информационными) с заданными характеристиками и при максимальном снижении затрат на их закупку;

Ø Организация максимально эффективного сбыта продукции путем выявления наиболее перспективных рынков и использования современных методов управления товарными потоками для сокращения затрат на сбыт;

Ø Обеспечение максимально полной и эффективной занятости и использования всех имеющихся у организации ресурсов (трудовых, производственных, финансовых, информационных и др.);

Ø Обеспечение бесперебойности производственного процесса путем согласования во времени и в пространстве различных составляющих производственной деятельности.

Сущность планирования на предприятии состоит в:

Ø Обосновании поставленных целей и определяемых задач для их достижения;

Ø Учете потребностей рынка при разработке производственной и коммерческой деятельности;

Ø Определении видов, объемов и сроков производства продукции и услуг;

Ø Определении средств и наилучших путей достижения поставленных целей;

Ø Оценке степени достижения поставленных целей на промежуточных этапах и корректировке производственной деятельности при необходимости.

Здесь следует указать на тесную и достаточно сложную взаимосвязь целей и средств их достижения. С одной стороны поставленные перед организации цели могут быть достигнуты с использованием определенного набора средств, неправильный или недостаточный выбор которых ставит под сомнение успех производственной деятельности. С другой стороны каждая организация обладает достаточно ограниченным набором и объемом средств, что не позволяет ей устанавливать цели недостижимые при данных условиях, т.е. превышающие возможности организации. Процесс согласования желаемых целей и имеющихся (или предполагаемых на какой-то период) средств или ресурсов всегда достаточно сложен и достигнуть оптимального соотношения удается далеко не всегда.

Планирование в организации охватывает не только производственный процесс. Планирование деятельности проводится и во всех остальных функциональных сферах деятельности организации: финансах, маркетинге, трудовых ресурсах, научных исследованиях (НИОКР).

Объектом планирования в организации является его деятельность состоящая из трех основных функций:

Ø Хозяйственная деятельность, которая включает следующие основные стадии:

  • исследования (научные и рыночные), анализ и разработка новых видов продукции и услуг;
  • производственный процесс, в ходе которого осуществляется преобразование входных ресурсов в готовую продукцию (ресурсы на выходе);
  • обеспечение ресурсами и их эффективное использование;
  • продвижение произведенной продукции (операционный маркетинг), включающий физическое перемещение продукции и мероприятия способствующие ее эффективным продажам.

Ø Социальная деятельность, обеспечивающая условия для воспроизводства трудовых ресурсов (трудовых способностей работников) и достижения ими своих личных целей, реализации собственных интересов. Социальная деятельность включает:

  • политику предприятия в отношении оплаты труда работников, обеспечивающую справедливое вознаграждение результатов труда;
  • создание условий безопасной трудовой деятельности для всех работников предприятия;
  • повышение квалификации персонала и продвижения по служебной лестнице, что является важными материальными и моральными мотивационными факторами;
  • забота о других надобностях персонала, таких как отдых и лечение, улучшение жилищных условий, забота о детях, повышение культурного уровня и др.

Ø Экологическая деятельность, которая предусматривает действия направленные на обеспечение минимизации негативного воздействия деятельности организации на общество и окружающую среду. Данная деятельность включает:

  • определение и использование наиболее безопасных технологий производства;
  • использование устройств для сокращение выброса в атмосферу и сброса в водоемы вредных веществ;
  • повышение требований к соблюдению техники безопасности на производстве, что способствует снижению риска аварий и катастроф;
  • экологическое страхование и страхование гражданской ответственности предприятия за нанесение вреда третьим лицам и окружающей среде.