Сущность и функции планирования в управлении
Рыночные условия в экономике дают каждому предприятию определенную свободу в выборе осуществляемых видов деятельности, выпускаемой продукции и оказываемых своим потребителям услуг. Любая организация имеет возможность самостоятельно определять направления производственной и сбытовой деятельности, осуществлять закупку необходимых материалов, комплектующих и оборудования.
Однако, данная деятельность не может проводиться стихийно, без осмысления и упорядочения совершаемых действий. Такие ограничения обуславливаются таким важнейшим экономическим фактором, как ограниченность ресурсов. Возможности любой организации не безграничны, она может приобрести и переработать определенный объем ресурсов. Планирование деятельности предприятия позволяет повысить эффективность процесса приобретения ресурсов, их переработки и реализации готовой продукции посредством снижения затрат и увеличения прибыли за счет эффективной сбытовой деятельности.
В процессе планирования деятельности обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции и услуг. Использование маркетинга на предприятии определяет планы выпуска продукции, которая в максимальной степени способна удовлетворить потребности целевых потребителей. Посредством учета результатов маркетинговых исследований нужды и потребности покупателей трансформируются в производственные планы предприятий.
В условиях рынка функция планирования состоит не только в том, чтобы определить во времени и в пространстве те действия, которые позволят предложить рынку востребуемую продукцию. В числе функций современного планирования выделяют:
Ø Обеспечение деятельности организации всеми необходимыми ресурсами (производственными, материальными, трудовыми, финансовыми, информационными) с заданными характеристиками и при максимальном снижении затрат на их закупку;
Ø Организация максимально эффективного сбыта продукции путем выявления наиболее перспективных рынков и использования современных методов управления товарными потоками для сокращения затрат на сбыт;
Ø Обеспечение максимально полной и эффективной занятости и использования всех имеющихся у организации ресурсов (трудовых, производственных, финансовых, информационных и др.);
Ø Обеспечение бесперебойности производственного процесса путем согласования во времени и в пространстве различных составляющих производственной деятельности.
Сущность планирования на предприятии состоит в:
Ø Обосновании поставленных целей и определяемых задач для их достижения;
Ø Учете потребностей рынка при разработке производственной и коммерческой деятельности;
Ø Определении видов, объемов и сроков производства продукции и услуг;
Ø Определении средств и наилучших путей достижения поставленных целей;
Ø Оценке степени достижения поставленных целей на промежуточных этапах и корректировке производственной деятельности при необходимости.
Здесь следует указать на тесную и достаточно сложную взаимосвязь целей и средств их достижения. С одной стороны поставленные перед организации цели могут быть достигнуты с использованием определенного набора средств, неправильный или недостаточный выбор которых ставит под сомнение успех производственной деятельности. С другой стороны каждая организация обладает достаточно ограниченным набором и объемом средств, что не позволяет ей устанавливать цели недостижимые при данных условиях, т.е. превышающие возможности организации. Процесс согласования желаемых целей и имеющихся (или предполагаемых на какой-то период) средств или ресурсов всегда достаточно сложен и достигнуть оптимального соотношения удается далеко не всегда.
Планирование в организации охватывает не только производственный процесс. Планирование деятельности проводится и во всех остальных функциональных сферах деятельности организации: финансах, маркетинге, трудовых ресурсах, научных исследованиях (НИОКР).
Объектом планирования в организации является его деятельность состоящая из трех основных функций:
Ø Хозяйственная деятельность, которая включает следующие основные стадии:
- исследования (научные и рыночные), анализ и разработка новых видов продукции и услуг;
- производственный процесс, в ходе которого осуществляется преобразование входных ресурсов в готовую продукцию (ресурсы на выходе);
- обеспечение ресурсами и их эффективное использование;
- продвижение произведенной продукции (операционный маркетинг), включающий физическое перемещение продукции и мероприятия способствующие ее эффективным продажам.
Ø Социальная деятельность, обеспечивающая условия для воспроизводства трудовых ресурсов (трудовых способностей работников) и достижения ими своих личных целей, реализации собственных интересов. Социальная деятельность включает:
- политику предприятия в отношении оплаты труда работников, обеспечивающую справедливое вознаграждение результатов труда;
- создание условий безопасной трудовой деятельности для всех работников предприятия;
- повышение квалификации персонала и продвижения по служебной лестнице, что является важными материальными и моральными мотивационными факторами;
- забота о других надобностях персонала, таких как отдых и лечение, улучшение жилищных условий, забота о детях, повышение культурного уровня и др.
Ø Экологическая деятельность, которая предусматривает действия направленные на обеспечение минимизации негативного воздействия деятельности организации на общество и окружающую среду. Данная деятельность включает:
- определение и использование наиболее безопасных технологий производства;
- использование устройств для сокращение выброса в атмосферу и сброса в водоемы вредных веществ;
- повышение требований к соблюдению техники безопасности на производстве, что способствует снижению риска аварий и катастроф;
- экологическое страхование и страхование гражданской ответственности предприятия за нанесение вреда третьим лицам и окружающей среде.