Оценка качества и конкурентоспособности товара

Показатели качества товара

По области применения

По характеризуемым свойствам

Конструктивные

Технологические(производственные)

Потребительские(эксплуатационные)

Единичные (частные)

Комплексные

Определяющие

Интегральные

По области анализа

По способу выражения

Технические

Технико-экономические

Экономические

Абсолютные

Относительные

 Удельные

По условиям оценки

По значимости

Базовые

Достигнутые

Показатели уровня качества

Основные

Вспомогательные

Национальные знаки соответствия продукции

а)             б)           в)


а) Продукция прошла испытания по всем показателям обязательных требований к ней

б) Продукция соответствует всем требованиям нормативных документов

в) Продукция соответствует лишь отдельным требованиям потребителей

Оценка конкурентоспособности товара

Оценка уровня конкурентоспособности товара производится на основе сравнения комплексных технических и экономических показателей товаров-аналогов.

Показатель общей конкурентоспособности (Кк) определяется по формуле:



где Т — показатель конкурентоспособности по техническим показателям;

Э — показатель конкурентоспособности по экономическим показателям.

Товар является конкурентоспособным при КК ≥ 1.

В свою очередь, показатель конкурентоспособности по техническим показателям вычисляется по формуле:


 



где i — номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более высокому уровню качества товара, i = 1,..т;

j номер показателя качества, большее абсолютное значение которого соответствует более низкому уровню качества товара, j = 1,...,n;

qi, qj. — абсолютное значение i-го и соответственно j-го  показателя качества анализируемого товара; qi°, qj° — абсолютное значение i-го и соответственно j-го показателя качества товара, принятого за базовый;

bi, bj коэффициенты весомости соответственно i-го и  j-го  показателей качества.

Показатель конкурентоспособности по экономическим показателям вычисляется по формуле:

 

 

 

где   Фк - доля к-го вида затрат ск в цене продажи Z° базового товара (иначе, коэффициент весомости к-го вида издержек);

ск — стоимостное выражение затрат на производство сравниваемого товара по к-му виду издержек;

ск0 — стоимостное выражение затрат на производство базового изделия по к-му виду издержек.

Определение стадии жизненного цикла товара

Метод американских ученых Polli-Cook

Предположим, что в группу входит n товаров Ti, i=1,…n. Обозначим величину сбыта этих товаров в году t через хi1, а в году (t +1) - через xi2. Тогда изменение сбыта этих товаров по сравнению с предыдущим годом будет равно ∆хi = хi2 – хi1, i=1,…n.

Допустим, что эти изменения распределены по нормальному закону со средним µ и дисперсией σ2:

 

 

 

 

Товар относится к фазе спада, если рост его сбыта меньше, чем величина (μ - 0,5σ).

Если рост сбыта больше, чем (μ + 0,5σ), то товар относится к фазе роста.

Если изменения сбыта таковы, что:

 μ - 0,5σ ≤ ∆хi  ≤ μ + 0,5σ, то товар причисляется к фазе зрелости или насыщения.