Определение емкости и доли рынка

Емкость рынка (Е) какого-либо товара (услуги) рассчитывается путем определения объема его потребления по формуле:

E=Vp+Vi –Ve+ S0 - SK

где Vр объем производства и потребления товара на территории данного рынка (физ. ед. или ден. ед.);

Vi — объем импорта данного товара (физ. ед. или ден. ед.);

Ve— объем экспорта этого же товара (физ. ед. или ден. ед.).

S0 – запасы на начало данного периода;

Sк - запасы на конец данного периода

В простейшем случае прямо пропорциональной зависимости от спроса при прогнозировании емкости рынка сбыта товара (услуги) можно воспользоваться следующей формулой:

где Еt емкость рынка в прогнозируемый период t, t=1,2,...;

Et-1 — емкость рынка в базовый период;

Dt-1, спрос на товар (услугу) в период (t-1);

Dt прогнозируемый спрос на данный товар (услугу) в период,

Если товар потребляется в течение n периодов, то степень насыщенности рынка данным товаром может быть охарактеризована следующим коэффициентом насыщенности рынка (Кнас):

 

 

 

 

 

Р0 — потенциальная потребность в товаре в момент выхода его на рынок (потенциальный спрос);

Рt — изменение (увеличение, уменьшение) потенциальной потребности в период t;

Rt объем сбыта (реализации) товара в период t.

Изменение потенциальной потребности в товаре Rt в период t:

Rt = lt + rr + bt х mt

lt - изменение потребности (потенциального спроса) за счет воздействия разных факторов (рекламы, появления новых товаров-субститутов, социально-экономической политики и др.);

rr - объем товаров, требующих замены (потребленных или отслуживших свой срок) в период t;

mt - изменение количества покупателей;

bt - среднее количество товара, приобретаемое одним покупателем в период t.

Знание емкости рынка и объема продаж данного товара позволяет определить долю рынка, принадлежащую предприятию

 

 

vi — фактический или прогнозируемый объем продаж i-гo предприятия за определенный период (например, год), ден. ед.;

Е - фактическая или прогнозируемая емкость рынка (общий объем продаж на данном рынке за соответствующий период), ден. ед.

Острота конкуренции

1. Технический уровень изделий аналогов предприятий-конкурентов на различных рынках.

2. Цены изделий-аналогов.

3. Относительный показатель полезности товара на каждом из рынков (Пqr):

                   Пqr = Uqr / Cqr , q = 1,…Q, r = 1,…N.

Uqr – технический уровень товара фирмы q на рынке r;

Cqr – цена товара q, назначаемая на рынке r.