Цели организации и их характеристики
Связь целей предприятия и ценностной ориентации руководства
Ценности |
Категории ценностей |
Типы целей предприятия |
Теоретические |
Истина. Знания. Рациональное мышление |
Долгосрочные исследования и разработки |
Экономические |
Практичность. Полезность. Накопление богатства |
Рост, Прибыль, Результаты |
Политические |
Власть. Признание |
Объем капитала, доля рынка, количество работников |
Социальные |
Хорошие человеческие отношения. Привязанность. Отсутствие конфликта |
Социальная ответственность Косвенная конкуренция. Благоприятная атмосфера в организации |
Эстетические |
Художественная гармония, Состав. Форма и симметрия |
Дизайн изделия. Качество. Привлекательность, даже с ущербом для прибыли |
Религиозные |
Согласие во Вселенной |
Этика. Моральные проблемы |
Миссия предприятия - Обусловленная причина существования и функционирования организации
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегии на различных управленческих этапах и организационных уровнях.
В понятие миссии организации включаются следующие аспекты:
- Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее основные рынки, технология и т. д.
- Внешняя по отношению к организации среда, которая определяет ее рабочие принципы.
- Культура организации, рабочий и социальный климат в ней
Общефирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство
* явные, неявные
* высшие, промежуточные, первичные
* комплиментарные, индифферентные, конкурирующие
- Цели должны быть конкретными и измеримыми (например, увеличить долю рынка на 0,5%, а рентабельность — на 0,2%).
- Цели организации должны иметь конкретный временной горизонт
- Чтобы служить повышению эффективности, цели организации должны быть достижимыми (по степени достижимости есть цели жизненно необходимые и желаемые)
- Цели организации не должны противоречить друг другу.
- Цели организации могут иметь различные уровни важности и приоритетности