Процесс планирования
В процесс планирования входят выбор целей и установление требуемых путей их достижения. Сначала на основе анализа фактических или исходных данных определяется желаемое состояние планируемого объекта или системы, выраженное в качественных или количественных показателях и характеристиках уровня его дальнейшего развития. На этой базе затем осуществляется проектирование или непосредственное планирование комплекса технических, организационных, экономических и других мероприятий, с помощью которых в дальнейшем будет обеспечиваться их выполнение на предприятии (фирме).
В бизнесе принято выделять четыре основных этапа или уровня планирования:
• разработка общих целей,
• определение конкретных задач,
• выбор основных путей и средств их достижения,
• контроль за их выполнением.
Планирование всегда опирается на фактические, нормативные данные настоящего или даже прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем и настоящем времени.
Методологической основой планирования является программно-целевой подход. Методология и процесс планирования ориентированы на обеспечение увязки целей с возможностями организации, определение последовательности, средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и вытекающих отсюда задач каждого подразделения организации
План является хорошей основой для организации работ, контроля за достижением целей, а также для разработки бюджета (оценивания). Процесс планирования и оценивания можно представить в виде схемы
Содержание и этапы планирования деятельности фирмы:
Планирование с помощью системного подхода требует последовательного выполнения 10 этапов:
- анализ потребностей в планировании и планах;
- формулирование задач планирования;
- формулирование критериев планирования;
- выработку альтернатив;
- проверку физической реализуемости плана;
- проверку экономической реализуемости плана;
- проверку финансовой реализуемости плана;
- оптимизацию плана, оценку и выбор наилучшего решения;
- реализацию этих решений;
- использование обратной связи и управление