Цели, задачи и этапы оперативного планирования
Планирование можно рассматривать как функцию управления предприятием. Управление предприятием представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие команды управления, согласующее и объединяющее работников для совместной трудовой деятельности.
Оперативное планирование – основа для принятия решений, связанных с управлением различных подразделений предприятия, и представляет собой управленческую деятельность: определение целей и задач управления отдельными подразделениями, разработку путей реализации представленных планов для достижения поставленных целей, координация работы всех подразделений, иными словами – разработка возможности развития предприятия в целом, а также расчет объема необходимых ресурсов и их распределение.
Планирование как функция управления взаимосвязано с другими функциями:
- организацией;
- мотивацией;
- координацией (регулированием);
- контролем.
Основной целью оперативного планирования является выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи оперативного планирования:
- обеспечение ритмичности выполнения производственной программы;
- снижение производственного брака;
- оптимальная загрузка технологического оборудования, производственных мощностей и рабочих;
- экономичное расходование ресурсов;
- охрана труда работников и окружающей среды.
Модель процесса оперативного управления на предприятии детализирует последовательность шагов этого процесса, и включает три основных ключевых этапа:
- оперативное планирование;
- оперативная организация;
- оперативный контроль и регулирование.
Оперативное планирование представляет собой корректировку планов и доведение их до конкретных исполнителей при рациональном использовании всех ресурсов предприятия.
Оперативная организация включает следующие компоненты:
- корректировка и распределение функций;
- оценка вариантов планирования;
- возможность перераспределение ресурсов.
Оперативный контроль и регулирование необходимы для успешного завершения принятых решений, как на стратегическом, так и на тактическом (текущем) уровне.
Оперативные решения имеют ряд отличительных особенностей:
- направленность на краткосрочные цели и возможности;
- субъективизм оценки некоторых показателей планирования;
- степень риска, связазанную с корректировкой всех планов предприятия.
В литературе представлены следующие этапы планирования:
1) Анализ бизнес-плана (тактического плана или производственной программы предприятия на будущий год) на предмет его полноты, достоверности, обоснованности и эффективности выполнения, при необходимости – уточнение показателей плана.
2) Изучение конструкторской, технологической и плановой документации, условий производства, методик, структуры и квалификации персонала организации и т.п.
3) Выполнение календарно-плановых расчетов и разработка нормативов организации процессов загрузки производственных мощностей и рабочих, потребности в материальных ресурсах и т.д.
3) Разработка номенклатурно-календарных планов запуска (выпуска) продукции подразделениями организации, составление сменно-суточных заданий, их оформление и утверждение.
4) Оперативное управление выполнением оперативно-календарных планов (учет, контроль, анализ, стимулирование, регулирование).
Представленные цель, задачи и этапы оперативного планирования являются общими для всех отраслей промышленности независимо от формы собственности, типа производства и других факторов. Объем работ по оперативному планированию определяется уровнем анализа и количеством плановых показателей. Вариация числа плановых показателей и глубины их анализа зависит от специфики операционной деятельности самого предприятия. Поэтому важным этапом оперативного планирования является необходимость описания наиболее специфических показателей для отдельных аспектов деятельности, с учетом их целесообразности.
Под показателями понимаются краткие характеристики хозяйственных процессов в количественном или в качественном выражении. Существует возможность получения показателя на основе обобщенных наблюдений за определенным количеством аналогов, в таком случае рассматриваемые показатели представляют определенные свойства объектов-аналогов. Количество и адекватность показателей определяется на уровне конкретного предприятия.