Цели, задачи и этапы оперативного планирования

 

Планирование можно рассматривать как функцию управления предприятием. Управление предприятием представляет собой целенаправленное, упорядочивающее воздействие команды управления, согласующее и объединяющее работников для совместной трудовой деятельности.

Оперативное планирование – основа для принятия решений, связанных с управлением различных подразделений предприятия, и представляет собой управленческую деятельность: определение целей и задач управления отдельными подразделениями, разработку путей реализации представленных планов для достижения поставленных целей, координация работы всех подразделений, иными словами – разработка возможности развития предприятия в целом, а также расчет объема необходимых ресурсов и их распределение.

Планирование как функция управления взаимосвязано с другими функциями:

- организацией;

- мотивацией;

- координацией (регулированием);

- контролем.

Основной целью оперативного планирования является выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи оперативного планирования:

- обеспечение ритмичности выполнения производственной программы;

- снижение производственного брака;

- оптимальная загрузка технологического оборудования, производственных мощностей и рабочих;

- экономичное расходование ресурсов;

- охрана труда работников и окружающей среды.

Модель процесса оперативного управления на предприятии детализирует последовательность шагов этого процесса, и включает три основных ключевых этапа:

- оперативное планирование;

- оперативная организация;

- оперативный контроль и регулирование.

Оперативное планирование представляет собой корректировку планов и доведение их до конкретных исполнителей при рациональном использовании всех ресурсов предприятия.

Оперативная организация включает следующие компоненты:

- корректировка и распределение функций;

- оценка вариантов  планирования;

-  возможность перераспределение ресурсов.

Оперативный контроль и регулирование необходимы для успешного завершения принятых решений, как на стратегическом, так и на тактическом (текущем) уровне.

Оперативные решения имеют ряд отличительных особенностей:

- направленность на краткосрочные цели и возможности;

- субъективизм оценки некоторых показателей планирования;

- степень риска, связазанную с корректировкой всех планов предприятия.

В литературе представлены следующие этапы планирования:

1) Анализ бизнес-плана  (тактического плана или производственной программы предприятия на будущий год) на предмет его полноты, достоверности, обоснованности и эффективности выполнения, при необходимости – уточнение показателей плана.

2) Изучение конструкторской, технологической и плановой документации, условий производства, методик, структуры и квалификации персонала организации и т.п.

3) Выполнение календарно-плановых расчетов и разработка нормативов организации процессов загрузки производственных мощностей и рабочих, потребности в материальных ресурсах и т.д.

3) Разработка номенклатурно-календарных планов запуска (выпуска) продукции подразделениями организации, составление сменно-суточных заданий, их оформление и утверждение.

4) Оперативное управление выполнением оперативно-календарных планов (учет, контроль, анализ, стимулирование, регулирование).

Представленные цель, задачи и этапы оперативного планирования являются общими для всех отраслей промышленности независимо от формы собственности, типа производства и других факторов. Объем работ по оперативному планированию определяется уровнем анализа и количеством плановых показателей. Вариация числа плановых показателей и глубины их анализа зависит от специфики операционной деятельности самого предприятия. Поэтому важным этапом оперативного планирования является необходимость описания наиболее специфических показателей для отдельных аспектов деятельности, с учетом их целесообразности.

Под показателями понимаются краткие характеристики хозяйственных процессов в количественном или в качественном выражении. Существует возможность получения показателя  на основе обобщенных наблюдений за определенным количеством  аналогов, в таком случае рассматриваемые показатели представляют определенные свойства объектов-аналогов. Количество и адекватность показателей определяется на уровне конкретного предприятия.