Производственная мощность предприятия.
Производственная мощность предприятия рассчитывается по ведущему цеху. Для этого рассчитываются производственные мощности всех цехов и строится диаграмма мощностей предприятия.
На рисунке изображена диаграмма мощностей в разрезе цехов предприятия, предложенная в работе. Наиболее часто на предприятиях машиностроения и металлообработки за ведущий цех принимается сборочный цех. Если в нашем случае за ведущий цех принять сборочный с наличной мощностью в 65 тыс. изделий, то в заготовительном цехе имеется резерв мощностей, равный 5 тыс. изделий; в кузнечном цехе — 15 тыс. изделий; в механообрабатывающем цехе — 5 тыс. изделий. Литейный цех будет, наоборот, "узким местом": в нем имеется недостаток производственной мощности в 5 тыс. изделий в год. Под "узким местом" понимается несоответствие мощности отдельных участков, цехов возможности ведущего оборудования. Таким образом, при планировании производственной программы необходимо предусмотреть мероприятия, направленные, с одной стороны, на "расшивку узких мест" (увеличение мощности), а с другой — на загрузку имеющихся резервов мощностей. В нашем примере производственная мощность предприятия будет равна 65 тыс. шт. изделий в том случае, если у предприятия имеется возможность увеличить пропускную способность литейного цеха на 5 тыс. шт. В противном случае за мощность предприятия следует принять объем производства в 60 тыс. изделий в год.
После достижения баланса между производственной мощностью и проектом программы дается экономическая оценка проекта плана производства. Известно, что с изменением объема производства и реализации продукции изменяются совокупные издержки предприятия, доход и прибыль. При небольших объемах выпуска издержки превышают величину дохода и предприятие, как правило, несет убытки. По мере увеличения объемов производства рост совокупных издержек начинает отставать от роста совокупного дохода и разность между доходом и издержками (прибыль) становится положительной величиной. Затем тенденция изменяется: рост издержек начинает опережать рост совокупного дохода. Нулевое значение прибыли достигается при двух объемах производства, в которых совокупные издержки и совокупный доход от реализации продукции равны. Эти объемы производства называются критическими. Любой объем выпуска продукции, находящийся между ними, позволяет предприятию получать прибыль от реализации продукции, а находящийся за их пределами — приносит убытки. В практике планирования эти объемы производства получили название "точек безубыточности".
Порог рентабельности — эта такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.
Результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль при этом равна нулю.
Рассмотрим пример, исходные данные к которому сформированы в табл.1.1.
Таблица 1.1
Основные показатели работы предприятия
Показатель |
Млн. руб. |
В % и относительном выражении к выручке от реализации |
Выручка от реализации (Vреал) |
2000 |
100% или 1 |
Переменные затраты (Зпер) |
2000 |
55% или 0,55 |
Результат от реализации за вычетом переменных затрат (Vреал – Зпер) |
900 |
45% или 0,45 |
Постоянные затраты (Зпост) |
860 |
- |
Прибыль (П) |
40 |
- |
Условие порога рентабельности:
П = Vреал – Зпер – Зпост = 0
Порог рентабельности определяется по формуле 1.3:
ПР = , (1.3)
ПР = 860 / 0,45 = 1911 млн. руб.
Таким образом, при достижении выручки от реализации в 1911 млн. руб. предприятие достигает окупаемости и постоянных, и переменных затрат.
Каждая следующая проданная единица товара уже будет приносить прибыль.
Порог рентабельности позволяет определить пороговое (критическое) значение объема производства (пороговое количество товара), а также позволяет определить запас финансовой прочности предприятия.
Пороговое значение объема производства — это такое значение, ниже которого предприятию невыгодно производить данную продукцию, невыгодно продавать данный товар.
Пороговое значение товара рассчитывается по формуле 1.4:
Пор.к.т.i = ПР i / Ц I , (1.4)
Где
Ц — цена реализации данного товара, руб.;
ПР – значение порога рентабельности;
При этом данная формула может быть представлена следующим образом:
Пор.к.т.i = Зпост /(Ц i - Зперi), (1.5)
Рассмотрим пример:
Если Зпост = 40 млн. руб.,
Ц i = 100 тыс. руб./ед.,
Зпер i = 60 тыс. руб./ед.,
Рассчитаем значение порогового количества товара:
Пор. к.т.i = 40000/(100 – 60) = 1 000 ед.
Значит, нужно изготовить 1 000 таких изделий прежде чем окупятся постоянные затраты и предприятие начнет получать прибыль:
При этом следует учесть, что пороговое значение объема производства, рассчитанное по формуле (1.4), совпадает с таким значением, рассчитанным по формуле (1.5), только в том случае, когда речь идет о единственном товаре, которому приходится выручкой от реализации покрывать все постоянные затраты предприятия.
Чтобы определить сумму прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового количества, на удельную величину результата от реализации после возмещения переменных затрат в каждой единице проданного товара в соответствии с формулой 1.6:
П = (КТ - Пор.к.т.) * ( Vреал – Зпер) / КТ, (1.6)
где
КТ — фактическое количество товара.
Данный способ определения порога рентабельности называется расчетным способом.
На практике часто пользуются при определении порога рентабельности графическим способом.
Он основан на равенстве выручки от реализации и суммарных затрат при достижении порога рентабельности.
Результатом построения графика будет пороговое значение физического объема производства, что представлено на рис.1.
Рассмотрим пример:
Ц i = 0,5 млн. руб. / шт.
КТ = 4000 шт.
Зпост = 860 млн. руб.
Зпер = 1100 млн. руб.
Зперi =0,275 млн. руб./шт.
|
|
||||
|
||||
|
||||
0
|
Рис.1. Определение порога рентабельности
Построение графика осуществляется в следующем порядке:
1. Строится прямая, характеризующая выручку от реализации продукции (Vреал). При этом прямая проходит через точку 0 (нулевая) и точку А, которая соответствует фактическому количеству продукции и объему реализации.
2. Строится прямая, характеризующая уровень постоянных затрат (Зпост). Она проводится параллельно оси абсцисс через точку на оси ординат, соответствующую сумме постоянных затрат.
3. Строится прямая суммарных затрат с помощью точки В.
Точка В соответствует фактическому количеству продукции (4000шт.) и суммарным затратам на ее производство (860+1100=1960 млн. руб.)
4.Порогу рентабельности соответствует объем реализации 3822 шт. и выручка от реализации — 1 911 млн. руб.
Именно при таком объеме реализации выручка точно покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю.
При этом левый нижний треугольник показывает зону убытков предприятия, правый верхний — зону прибыли.
Для того чтобы определить на практике, какую прибыль мы получим при запланированном объеме производства, какие при этом должны быть переменные, суммарные издержки и какая должна быть выручка от реализации продукции достаточно от точки на оси абсцисс, соответствующей планируемому объему производства, провести перпендикуляр и спроецировать пресечение этого перпендикуляра с линиями выручки от реализации и суммарных затрат на ось ординат.
Эффективность производственной программы характеризуют рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность капитала.
1. Рентабельность продукции рассчитывается путем отношения валовой (Пв) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или товарной продукции (С):
Рп = Пв / С или Рп = Пч / С
2. Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки (В):
Рпрод = Пр / В
3. Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основного и оборотного производственного капитала.
Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от трех основных факторов:
• изменения структуры производственной программы планового года по сравнению с отчетным;
• изменения себестоимости;
• цен реализации.
В процессе анализа необходимо выявить влияние на уровень рентабельности названных факторов.