Оценка конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность — это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами.
При планировании объема продаж необходимо четко представлять, почему потребитель отдает предпочтение тому или иному товару. Это предпочтение определяется степенью удовлетворения потребностей потребителя и затратами на приобретение и использование товара. Конкурентоспособность продукции тесно привязана к конкретному товарному рынку и требованиям определенных групп потребителей. Конкурентоспособность товара — величина относительная. Под воздействием научно-технологического процесса, моды и возрастающих потребностей потребителей уровень конкурентоспособности конкретного товара постоянно снижается, что необходимо учитывать при его планировании. Поэтому вновь выводимая на рынок продукция должна иметь "запас" конкурентоспособности. Он должен быть тем больше, чем длиннее жизненный цикл товара.
При планировании и оценке конкурентоспособности применяется система показателей, среди которых выделяют качественные и экономические.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара.
Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара, составляющие цену потребления.