ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ

         Многообразие отраслевой и территориальной специфики предприятий, а также значительные различия в организации производства и управления на малых и крупных предприятиях не укладываются в какую-то одну схему планирования. Поэтому структура планов и сроки, на которые они разрабатываются, различны. Если, допустим, для одних предприятий оперативно-календарный план составляется в часах и минутах (к примеру, перевозка пассажиров наземным и воздушным транспортом), то предприятия ряда отраслей, в том числе сельского хозяйства, геологоразведки, морских перевозок грузов и др., счет времени оперативно-календарных планов ведут в сутках, декадах, месяцах.

         Определение продолжительности текущих и долгосрочных планов также связано с отраслевой спецификой. Для швейной фабрики годовой план — это, по сути, долгосрочный план, а для предприятий тяжелого машиностроения, металлургического производства, судостроения долгосрочные планы охватывают периоды 5-10 лет и более.

         Основной объективной причиной различий периода планирования является главным образом разная продолжительность жизненного цикла выпускаемой продукции. Последняя, в свою очередь, определяется степенью сложности и размерами затрат, связанных с заменой продукции.

Пример: замена платья устаревшего фасона более модным, как правило, не связана с большими затратами покупателя и радикальными изменениями технологии производства. Задача поставщика — не отстать от спроса. Этим объясняются укороченные сроки планирования, которые учитывают изменения рыночной конъюнктуры. Иная картина, в тяжелом машиностроении, где производится, допустим, оборудование для электростанций, нормативный срок службы которого составляет 30 лет и более.

         Жизненный цикл изделия, таким образом, «тянет» за собой, уравновешивающий его по времени период планирования.