Основные задачи планирования

 

Задачи планирования

Основные исполнители

Проектирование перспективы по датам исполнения 

 

Организация исполнения

 

 

Контроль исполнения           

Руководители предприятия, функциональные отделы и лаборатории

 

Руководители всех структурных звеньев и специалисты

 

Руководители предприятия и специалисты

 

 

         Таким образом, план — это целевое описание последовательно связанных действий и событий, в котором постадийно и до конца планового периода характеризуется обязательное качественное и количественное состояние планируемого объекта. Цели и задачи плана на всех этапах его исполнения увязываются с ресурсами, необходимыми для получения заданного результата. С помощью обратной связи ведется контроль исполнения плана, а при необходимости в него вносятся коррективы.

         Технология планирования включает:

• определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;

• оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;

• детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;

• детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

         Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

• плана производства и реализации продукции;

• плана материально-технического обеспечения;

• плана по кадрам и заработной плате;

• перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;

• финансового плана.

         План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Укрупненная структура плана деятельности предприятия

 

         На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций. Однако содержание плановой работы в принципе от этого не меняется. После разработки частей плана производится их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями. В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.

         Система планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию, если она отвечает следующим требованиям:

• строгая обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

• точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

• наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана;

• восприимчивость к изменениям внутренней и внешней среды и способность вовремя перестроить работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями (гибкость).

         Многообразие планов предприятия можно классифицировать следующим образом:

  1. По срокам исполнения:
    • оперативно-календарные,
    • текущие,
    • среднесрочные,
    • долгосрочные,
    • стратегические планы.
  2. По функциям назначения выделяют:
    • производственные (изготовление продукции);
    • коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия);
    • инвестиционные планы и планы технического развития производства;
    • планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;
    • финансовые планы.
  3. По уровням управления предприятия:
    • общефирменные,
    • цеховые,
    • планы работ функциональных отделов и лабораторий,
    • планы работ участков и бригад.
  4. По видам изделий и работ различают:
    • планы по выпуску продукции, освоенной производством;
    • планы по выпуску продукции, находящейся в процессе освоения; планы по
    • выпуску продукции, проектируемой к освоению производством в будущем.

         Такая группировка планов характерна для средних и крупных предприятий со сложным профилем продукции. Малые предприятия, как правило, ограничиваются разработкой оперативно-календарных и текущих планов. Многие однопрофильные средние предприятия не разрабатывают отдельно долгосрочных и стратегических планов. Горизонт планирования на малых предприятиях, как правило, не выходит за пределы среднесрочных планов.