Специфика аграрного комплекса, его место в социальной и экономической системах общества.
Программное планирование и прогнозирование агропромышленного производства представляют собой совокупность процессов определения основных показателей производства в отраслевом и территориальном разрезе, развития социальной инфраструктуры и формирования системы экономического регулирования.
В новых экономических условиях для любой формы предприятия процесс создания плана должен быть гибким, адаптированным. Программное планирование будет иметь силу в тех случаях, когда через цену, прибыль, налоги достигается реальное положительное воздействие государства на функционирование сельскохозяйственного производства.
В условиях многоукладной экономики нашей страны и развития рыночных отношений значение планирования возрастает. Многоукладность экономики предполагает развитие различных форм собственности. На рынке происходит процесс обмена правом собственности на ресурсы. Собственник без плана на рынке перестает быть собственником. Планирование строго связано не только с рынком, но и с интересами. Известны глобальные, региональные, семейные, индивидуальные и другие интересы. В начале 90-х гг. в стране произошла смена приоритетов в интересах, началась стихийная борьба вокруг ресурсов страны за удовлетворение региональных, индивидуальных и других интересов. В этом случае государственное планирование и прогнозирование крайне необходимо. Успех аграрной политики связан с развитием планирования.
В мире сложились самые разные формы планирования. Их обычно классифицируют с учетом аспекта и оперативного уровня управления.
По уровню управления различают планы глобальные, общегосударственные, межгосударственные, региональные, отраслевые, локальные и на уровне хозяйствующих субъектов, их ассоциаций.
В зависимости от постановки целей различают тактическое и стратегическое планирование.
Планирование характеризуется и многоаспектностью: социальное, научно-техническое, экологическое, производственное, финансовое и другие виды.
Планирование может быть программным и целеориентирующим.
Важна и такая форма, как направляющее планирование, которое выражается в регулировании налогов, кредитов, цен, госзаказов, квот и т. д. В АПК данная форма может быть выражена во вмешательстве государства в экономические отношения между основными сферами комплекса. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
¦ достаточно высокой зависимостью сельскохозяйственной сферы АПК от природных условий;
¦ низкой эластичностью спроса на продукты питания;
¦ малой скоростью оборачиваемости оборотных средств;
¦ различными уровнями монополизации в основных сферах АПК;
¦ незначительным уровнем доходности;
¦ высокой потребностью в модернизации производственной и социальной структур.
Решение этих вопросов является базой государственного регулирования АПК.
В настоящее время сложились и основные меры государственного регулирования АПК. К ним относятся следующие:
¦ прямые выплаты товаропроизводителям;
¦ ценовое вмешательство;
¦ компенсация издержек;
¦ содействие развитию рынка, а также производственной и социальной инфраструктуры;
¦ помощь в осуществлении региональных целевых программ;
¦ развитие макроэкономической политики;
¦ кредитная и налоговая политика;
¦ государственный бюджет;
¦ внешнеэкономическая деятельность.
Ценовая политика, ценовое вмешательство включает обоснование гарантированных (защитных) цен на закупку сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды, надбавок к ценам на продукцию, залоговых цен, цен на закупку излишков сельскохозяйственной продукции.
Кредитная и налоговая политика -- это льготное кредитование, особые условия инвестиционного кредитования АПК, товарного кредита, налоговых льгот, дифференцированного налогообложения.
С помощью государственного бюджета формируются бюджетные ссуды, компенсации при приобретении материально-технических ресурсов, осуществляются лизинг, субсидирование социальных программ, гарантированное авансирование при закупке сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды, финансирование государственных целевых программ.
Внешнеэкономическая деятельность включает регулирование таможенных пошлин, стимулирование экспорта, иностранных инвестиций.
Перечисленные направления государственного регулирования АПК основываются на системе экономических прогнозов, программ и планов.
Прогнозирование и планирование АПК тесно связаны с логистикой, которая изучает производственную деятельность, основанную на планировании и управлении потоками сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и решении проблем запасов этих товаров.
Анализ и прогнозирование экономических процессов строятся на основе следующих принципов.
Принцип системного комплексного подхода. Суть его заключается в том, что при прогнозировании отдельного экономического параметра необходимо максимально учесть всю совокупность экономических и социальных факторов, которые могут оказывать влияние на этот экономический параметр.
При разработке отраслевых прогнозов учитывается принцип динамичности явлений, иногда его называют системно-динамическим принципом.
Принцип согласованности прогнозов предполагает согласование показателей прогнозов, различающихся по масштабности (микро- и макропрогнозы), прогнозируемому периоду (оперативные и кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы) и т. д.
Принцип вариантности прогнозирования заключается в разработке нескольких наиболее вероятных вариантов развития событий в условиях неопределенности будущей среды для объекта.
Принцип непрерывного прогнозирования предполагает непрерывную работу над всеми видами прогнозов во времени, т. е. на основе оперативных прогнозов уточняются краткосрочные, на основе краткосрочных -- среднесрочные, а на основе среднесрочных -- долгосрочные прогнозы.
Реализация принципа достоверности имеет целью создание реальной теоретически реализуемой модели прогноза, достаточную достоверность получаемых экономических результатов и сравнительно точное отображение прогнозируемой действительности.
Принцип рентабельности прогнозирования заключается в том, что затраты на проводимые многочисленные прогнозные расчеты не должны быть большими, т. е. для заказчика они должны быть экономически выгодными.
Основными исходными принципами планирования являются:
1) единство политики и экономики;
2) научная обоснованность;
3) демократический централизм;
4) обоснование ведущих звеньев и определение главных задач;
5) правильное соотношение общего и частного;
6) комплексность.
Планирование и прогнозирование в управлении сельским хозяйством реализуются через целевые программы.
Целевые программы (федеральные и межгосударственные, в осуществлении которых участвует Российская Федерация) представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны.
Целевая программа является своеобразным плановым документом. Программы носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка.
В новых экономических условиях хозяйствования разработке целевых программ придается особое значение, так как этот подход к планированию может быть использован для решения самых сложных задач, которые возникли перед народным хозяйством. Целевые программы -- один из самых действенных инструментов реализации аграрной политики.
В настоящее время вся совокупность целевых программ может быть условно классифицирована по нескольким важнейшим направлениям: продолжительности, масштабности, содержанию, охвату отраслей. При классификации по продолжительности все целевые программы подразделяются на долгосрочные (10 лет и более) и среднесрочные (до 5 лет), по масштабам решаемых проблем -- на международные (сотрудничество со странами -- членами СНГ и другими странами), национальные (программы научно-технического развития и др.) и региональные (программы развития региональных комплексов и др.).
При внутренней классификации программ по содержанию выделяются следующие их группы:
¦ социально-экономические, направленные на повышение жизненного уровня всех граждан страны, ликвидацию безработицы и др.;
¦ научно-технические, имеющие целью решение крупных научно-технических проблем; к ним можно отнести программы по освоению космического пространства, разработке новых видов энергии и др.;
¦ производственно-экономические, направленные на решение межотраслевых и межрегиональных проблем, развитие новых видов производств и др.;
¦ экологические, разрабатываемые для предотвращения техногенных и природных катастроф, осуществления крупных природоохранных мероприятий;
¦ организационно-хозяйственные, разрабатываемые для организации управления всеми хозяйственными системами.
При внутренней классификации программ по охвату отраслей выделяются межотраслевые и отраслевые целевые программы. Последние разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами. Министерство экономики РФ координирует разработку межотраслевых программ. Так, могут формироваться программы по новым видам сырья, технологий, техники и др.
В качестве примера часто приводят стратегическую Программу стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996--2000 годы. Это среднесрочная межотраслевая комплексная программа. Государственным заказчиком выступило Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
В рассматриваемой программе 14 разделов.
В первом разделе излагаются состояние и современные тенденции развития агропромышленного комплекса.
Во втором разделе поставлена цель программы: вывод аграрного сектора экономики из кризисного состояния, возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, социальное обновление села.
Третий раздел посвящен первоочередным антикризисным мерам, которые включают большой перечень мероприятий по государственной поддержке АПК.
Четвертый раздел является комплексным и посвящен стабилизации и развитию агропромышленного производства. Здесь подробно рассматривается развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, рыбного хозяйства и фондопроизводящих отраслей.
В пятом разделе приведены основные направления развития аграрной реформы: совершенствование экономических и земельных отношений; формирование многоукладной экономики отраслей агропромышленного комплекса; кооперация и агропромышленная интеграция; демонополизация перерабатывающих и обслуживающих агропромышленный комплекс предприятий; создание рыночной инфраструктуры; решение проблем социального развития села.
Инвестиционная политика в период реализации программы рассматривается в шестом разделе.
Седьмой раздел посвящен научно-технической и инновационной политике, а восьмой -- региональной политике. Государство будет поддерживать изменения в размещении агропромышленного производства за счет государственных заказов-квот с применением гарантированных закупочных цен и предварительного авансирования товаропроизводителей, централизованных инвестиций.
В девятом разделе программы сформирована внешнеэкономическая политика АПК. Ее основной задачей является упорядочение и постепенное сокращение импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, развитие их экспорта.
Десятый раздел посвящен социальному развитию села. Основной задачей при разработке этого раздела явилось перспективное формирование необходимой среды обитания и жизнедеятельности для сельского товаропроизводителя, системы сельского расселения и инженерной инфраструктуры села.
Очень важным разделом программы является одиннадцатый; в нем отражены основные перспективные требования к охране окружающей среды. Здесь проектируются системы ведения отраслей и производств с учетом, требований НТП.
В двенадцатом разделе рассматривается кадровая политика в АПК на основе подготовки и переподготовки кадров; предусматривается формирование образовательного процесса в АПК, обеспечивающего универсальную систему непрерывного образования с учетом преемственности, многовариантности и гибкости всех форм обучения.
В тринадцатом разделе приводится необходимое нормативно-правовое обеспечение в виде нормативно-правовых актов по аграрной реформе.
Последний, четырнадцатый, раздел содержит перспективные социально-экономические показатели реализации программы.
Все виды целевых программ являются средствами реализации структурной политики государства. Инициаторами разработки программ могут выступать юридические и физические лица, а на межгосударственном уровне -- отдельные страны -- члены СНГ.