Основные разделы и показатели Программы социально-экономического развития Российской Федерации на год.
Правительство Российской Федерации разрабатывает проект индикативного плана социально-экономического развития Российской Федерации (далее – индикативный план) на год.
2. Проект индикативного плана разрабатывается и представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. Одновременно с индикативным планом представляются:
оценка итогов исполнения индикативного плана за предшествующий год и прошедший период текущего года, включая выполнение установленных целей и задач и реализацию приоритетов социально-экономической политики;
концепция социально-экономического развития;
перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.
3. Правительство Российской Федерации представляет при необходимости проекты федеральных законов, предусматривающих меры по реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации в предстоящем году.
4. Порядок рассмотрения индикативного плана и представленных с ним документов определяется Государственной Думой. По итогам рассмотрения индикативного плана принимается Постановление Государственной Думы.
5. Правительство Российской Федерации обеспечивает открытость и доступность информации о ходе разработки, принятии и реализации индикативных планов.
6. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать собственные (региональные и местные) индикативные планы.
Для конкретизации показателей Министерством экономического развития РФ приняты Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период. Данный документ описывает входящие в него конкретные показатели:
темпы роста мировой экономики;
курсы основных валют;
мировые цены на энергоносители (нефть, газ, нефтепродукты);
экспорт в целом и в разрезе 11 аналитических товарных групп ТН ВЭД России (см. справку «Бюджета»). Также выделяется экспорт сырой нефти, природного газа и нефтепродуктов;
импорт в целом и в разрезе 11 аналитических товарных групп ТН ВЭД России. Также выделяется импорт из стран дальнего зарубежья и СНГ, предусмотрено выделение потребительского, инвестиционного и промежуточного импорта;
прогноз ценовых показателей, в том числе индекса потребительских цен (инфляции), предельных параметров роста цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, индексов цен производителей (ИЦП) и индексов-дефляторов цен по важнейшим видам экономической деятельности;
прогноз ВВП и его элементов;
прогноз производства по видам экономической деятельности;
прогноз оборота розничной торговли и платных услуг населению;
прогноз инвестиций в основной капитал с выделением бюджетных инвестиций;
прогноз демографических показателей, в том числе численности и структуры населения;
прогноз рынка труда, в том числе фонда заработной платы, среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников, уровня безработицы;
прогноз величины прожиточного минимума и уровня абсолютной бедности;
прогноз развития социально-культурной сферы;
прогноз финансовых результатов экономики, включая прибыль, амортизацию и прогнозный баланс основных фондов по полной учетной стоимости;
прогноз развития малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что прогноз социально-экономического развития по нормативным документам не включает территориальные аспекты, хотя в тексте доклада по прогнозу социально-экономического развития традиционно присутствует соответствующий раздел. В части долгосрочного прогноза социально-экономического развития законодательство пока предусматривает разработку документа единовременно (распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
В настоящее время идет разработка законопроекта «О государственном стратегическом планировании», который должен расширить перечень положений, регламентирующих процессы прогнозирования, в том числе предусмотреть необходимость периодического составления (актуализации) долгосрочных прогнозов.