Цикл управления предприятием
В теории управления замкнутая цепочка «принятие решения — организация выполнения — контроль за процессом выполнения — обратная связь для корректировки решения или процесса выполнения» называется циклом управления, а ее звенья образуют этапы цикла. Тем не менее, этапов цикла управления больше чем функций, потому что некоторые функции для своей реализации требуют более одного шага.
1.Постановка целей предприятия.
Выработка и установка целей на уровне компании — исходный пункт работы всей фирмы. Начальным пунктом постановки целей предприятия является формирование бизнес-идеологии: миссии предприятия, ценностей, ориентиров и принципов ведения бизнеса. Определив предназначение компании и свое представление будущего, руководство получает возможность определить направление развития фирмы и поставить цели этого развития.
2.Принятие решений и планирование мероприятий.
Этот этап неоднороден, так как он включает в себя планы разных уровней: стратегические, оперативные, тактические или текущие. Принятие решений на каждом из уровней имеет свои принципиальные особенности. Этот этап предполагает создание структуры планов (бюджетов) предприятия с характерными для каждого плана (бюджета) показателями и методами их получения — прогнозирования или планирования.
3.Исполнение: реализация планов.
Исполнение, подобно планированию, также подразделяется на две части:
- исполнение, ориентированное на длительное приспособление компании к нуждам бизнеса (создание и/или изменение организационной структуры предприятия; первоначальное распределение обязанностей среди персонала и внесение изменений; постановка бизнес-процессов)
- исполнение в текущем периоде, которое предполагает управление организацией и сложившихся рамках (отбор, обучение и оценку деятельности персонала; собственно организацию текущей деятельности).
4.Контроль за исполнением.
В работе менеджера исполнение и контроль тесно связаны друг с другом. Контроль в рамках системы бюджетного управления осуществляется через системы учета, соответствующие каждому из видов информации: контроль финансовой деятельности происходит через управленческий или только бухгалтерский учет и производные от них показатели; контроль производственно-хозяйственной деятельности — через систему хозяйственного учета и опирающуюся на нее систему экономических показателей, а также при помощи статистического учета и нормативной информации; контроль качества управления — посредством использования нормативной и статистической информации и т.д.
5.Анализ.
Анализ исполнения бюджета проводится на основе данных той или иной системы учета, адекватной решаемой задаче. Он нужен для решения достаточно широкого круга задач, которые могут быть объединены в две большие группы.
Во-первых, для оценки исполнения плана и корректировки последующих бюджетов.
Во-вторых, для оценки качества планирования.
6.Формирование управленческого воздействия.
На этом этапе происходит подготовка последующих действий, которые будут направлены на достижение поставленных целей с учетом возникших отклонений. Руководители компании в ходе анализа увидели отклонения факта от плана (прогноза), выявили их причины, оценили ситуацию и на этом этапе начинают генерировать соответствующие управленческие решения. Однако помимо генерирования решений на этом этапе требуется проведение дополнительных процедур, ориентированных как на согласование возникающих вопросов между собой, так и на отбраковку решений, которые хоть и хороши сам и по себе, но нецелесообразны в общем пакете. Также требуется «обкатать» принятые решения с учетом свежих данных об изменениях во внешней среде и о тенденциях внутри самого предприятия, которые получены в холе анализа. «Обкатка» нередко приобретает форму составления нескольких сценариев бюджета. И только потом наступает черед последней стадии цикла управления.
7.Корректировка планов и/или целей.
Проведение корректировки планов, целей компании, является завершением цепи обратной связи и управленческого цикла. На управленческих решениях предыдущего этапа корректируются планы — как оперативные, так и стратегические, И цикл управления начинается заново.
Таким образом, на разных этапах цикла управления должны решаться соответствующие содержанию этапа задачи.