Классификация прогнозов и планов.
В соответствии с установленным порядком в Российской Федерации разрабатываются государственные прогнозы и программы социально-экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития отражают демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер деятельности.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.
Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется. Исходной основой разработки является концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, содержащаяся в первом после вступления в должность Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.
Краткосрочный прогноз социально-экономического развития включает разделы:
Основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ;
Социальное развитие;
Развитие науки;
Формирование и расходование средств внебюджетных и целевых бюджетных фндов;
Приватизация;
Платежный баланс;
Развитие фондового рынка;
Консолидированный бюджет;
Динамика производства и потребления.
Разрабатываются также прогнозы социально-экономического развития на квартал. Для этого Госкомстат РФ представляет в Минэкономики РФ итоги развития РФ за 2 месяца и оценку развития за предыдущий квартал. Минфин РФ представляет в Минэкономики РФ прогноз финансовых показателей на предстоящий квартал и итоги выполнения бюджета за прошедший квартал. Минэкономики РФ ожидаемые показатели развития за истекший квартал и варианты прогноза на будущий квартал представляет на рассмотрение в Правительство РФ.
Планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское.
Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на основные средства производства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.
Индикативный план опирается на два начала. С одной стороны, он является ориентирующей информацией для разработки программ или отдельных показателей. В этой части он носит рекомендательный характер: показатели используются в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении. Для вошедших в орбиту индикативного плана хозяйствующих субъектов его показатели являются обязательными, так как их невыполнение делает невозможным решение поставленных планом задач.
Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления. Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка.
Предпринимательским планированием является функция предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.