Организация макроэкономического планирования и прогнозирования в РФ и субъектах РФ.
Руководство государственным прогнозированием осуществляется правительством страны. Организационная система государственного прогнозирования включает различных участников в лице министерств, ведомств, научных учреждений и др. Основными участниками этой системы являются Мин. эконом. развития и торговли РФ, Минфин РФ и ЦБ России. Генеральным штабом государственной организации прогнозирования и планирования считается Мин. эконом. развития и торговли РФ, которое разрабатывает экономическую политику государства.
Кроме того, Мин. эконом. развития и торговли РФ занимается прогнозированием макроэкономической ситуации, динамики сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных показателей уровня жизни, рынка труда и осуществляет мониторинг состояния экономики.
В прогнозировании и планировании по своим направлениям деятельности участвуют другие министерства и ведомства. Так, Минфин РФ разрабатывает и осуществляет федеральный бюджет страны на год, в том числе по кварталам; ЦБ России обосновывает направления и параметры финансовой, денежно-кредитной и валютной политик, определяет меры совершенствования банковской системы; Министерство труда и социального развития РФ формирует направления развития социальных процессов, обеспечение занятости и функционирования рынка труда, политику доходов населения; Министерство по налогам и сборам определяет возможные налоговые поступления.
Всей необходимой информацией различные министерства и ведомства обеспечивает Госкомстат РФ, который создает информационный массив для разработки прогнозов и планов государства и регионов.
Кроме того, в организационную структуру прогнозирования государства входят различные научно- исследовательские учреждения и организации.
Региональное планирование. Задача регулирования региональной экономики связана с локальной самостоятельностью обособленной территориально-хозяйственной единицы в рамках общей системы федерального государства. Следовательно, в вопросах планирования и прогнозирования регион выступает как объект и субъект государства.
Региональные власти руководят деятельностью по плановому регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития.
Нормативно-правовая база регионального планирования находится пока в стадии формирования. В каждом регионе в рамках исполнительных органов власти выделяются структурные подразделения, занимающиеся плановой и прогнозной работой. Они разрабатывают концепции, прогнозы, программы и планы. Составлением бюджетных планов занимаются специалисты самих региональных властей.
Главная задача системы стратегических планов. Процесс реализации стратегических планов.
Главная задача системы СП: минимизация внутренних и внешних угроз и безопасное устойчивое развитие экономики страны
Процесс реализации стратегических планов:
а) размещение и приведение в действие ресурсной базы, которая должна использоваться с наибольшим эффектом;
б) решение организационных вопросов государственного менеджмента;
в) структурирование внешних и внутренних связей как механизма функционирования объектов планирования.
На этапе реализации плана служба контроллинга должна обеспечивать оперативный контроль и мониторинг хода выполнения плана.