Сущность стратегического планирования. Этапы разработки СП и их содержание
Стратегическое планирование (СП) является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Важнейшая задача – обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Этапы разработки стратегического плана:
1. Определение миссии предприятия – устанавливается смысл существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. Миссия характеризует направление в бизнесе, на которое предприятие ориентируется исходя из рыночных потребностей, характеров потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров.
2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия. Цели и задачи отражают уровень, на который необходимо вывести деятельность предприятия по обслуживанию потребителей. Они должны создать мотивацию для работников предприятия. Направления в выборе целей: • доходы предприятия; • эффективность (с/с, рентабельность, производительность, материалоемкость); • положение на рынке; • ресурсы предприятия (структура, величина, К-торская, Д-торская задолженность); • производственная мощность предприятия; • продукция; • организационные изменения; • качество работы с покупателями; • социальная деятельность пред-тия.
3. Анализ и оценка внешней среды – выделяют 2 уровня: 1) народно-хозяйственный: экономическая политика государства, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная среда, научно-технологический уровень; 2) отраслевой уровень: спрос на продукцию, предложение продукции или услуг, конкуренты.
4. Анализ внутренней среды предприятия позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда исследуется по следующим направлениям: исследования и разработки, оргструктура, производство, маркетинг, уровень издержек и финансовый результат.
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив: Принимаются решения о том, как предприятие будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию.