Сущность планирования на предприятии.
Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения.
Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения
В рыночных условиях все субъекты экономики развиваются циклично, т. е. в определенные периоды может наблюдаться спад, либо депрессия, либо подъем и устойчивый рост.
Для планирования в условиях цикличности необходимо учитывать факторы, влияющие на цикличность развития предприятия.
К внешним факторам относят: • состояние рынка и положение на нем организации; • общее состояние экономики страны, региона, отрасли; • уровень платежеспособного спроса потребителей; • положение поставщиков; • уровень инфляции; • величина процентных ставок за кредит.
К внутренним факторам относятся: • кадровый потенциал; • состояние основных фондов; • объем оборотных средств; • величина долговых обязательств; • уровень загрузки производственных мощностей; • прогрессивность используемых технологий; • темпы обновления продукции и производства.
Принципы планирования:
1. Пр. своевременности означает, что организационное построение системы планирования и осуществление процедуры формирования плана должны обеспечивать принятие плановых решений к заданному сроку.
2. Пр. обоснованности означает необходимость создания условий в системе планирования, обеспечивающих повышение обоснованности плановых решений.
3. Пр. целенаправленности: наличие четкой цели для плановой деятельности позволяет сформировать только такие организационно-финансовые мероприятия, которые обеспечивают достижение именно заданной цели.
4. Пр. комплексности: при принятии плановых решений необходимо одновременно рассматривать все аспекты их реализации.
5. Пр. экономичности (рациональности) предполагает использование экономических критериев при выборе плановых решений из множества возможных вариантов.
6. Пр. информативности обусловливает необходимость создания системы информационного обеспечения процесса принятия плановых решений.
Сущность планирования на предприятии. Двойная система планирования, её сущность и необходимость
Планирование – проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.
Для повышения эффективности планирования в условиях высокой стратегической активности необходима двойная система управления. Такая система позволяет участвовать в текущей и в стратегической работе. Оперативное планирование обеспечивает прибыль в текущий момент, а стратегическое – создание экономического потенциала на будущее. В двойной системе цели объекты и стратегии используются для создания двух планов действий и соответственно двух бюджетов. Цели, связанные с получением прибыли в текущий момент, превращаются в текущие планы, а связанные с будущим экономическим потенциалом – в планы перспективные (или планы развития).
Задачи текущего бюджета: • обеспечение непрерывного получения прибыли от всех видов деятельности; • капиталовложения в увеличение мощностей; • расходы на снижение себестоимости. Задачи стратегического бюджета: • капиталовложения в повышение конкурентоспособности изделий; • расширение сферы применения и зоны рынка сбыта; • инвестиции в диверсификацию (расширение сфер деятельности).
Двойной бюджет дает ряд преимуществ: 1. Средства выделяются целевым порядком для стратегической деятельности. Это защищает от посягательств со стороны текущей производственно-хозяйственной деятельности. 2. Разделение бюджета на два помогает сохранять баланс капиталовложений и доходов на короткие и длительные сроки. 3. Есть возможность следить за кривыми доходов по соответствующим бюджетам.
Двойная структура. Эффективным способом защиты стратегических проектов является разделение фирмы. Подразделения, имеющие стабильный доход и экономически выгодное положение, объединяются для осуществления текущей производственно-хозяйственной деятельности, а хозяйственные подразделения, занятые развитием новых стратегических зон хозяйствования, ориентируются только на стратегическое развитие.