Методы социального планирования.
При планировании социальных процессов используются как экономические так специфические методы.
1. Метод динамики прошлых периодов означает экстраполяцию тенденций того или иного социального явления на последующий период. Однако применение этого метода весьма ограничено в социальном планировании, так как зачастую не удается учесть все многообразие социальных факторов и некоторые социальные явления, не имеющие строгой количественной оценки, не поддаются прогнозированию.
2. Балансовый метод. Он позволяет обеспечить пропорциональность в формировании, расширении и использовании трудовых ресурсов, социального потенциала предприятия.
3. Нормативный метод. Социальные нормативы представляют собой научно обоснованные и общественно признанные уровни удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей и общества.
4. Метод моделирования основан на применении математических методов и ЭВМ, позволяет установить влияние большого числа факторов на развитие социальных явлений и процессов.
Метод устного или анкетного опроса. Использование этого метода предполагает подготовку определенного перечня вопросов, отражающих характеристики социальных процессов и явлений в коллективе.
Метод социометрии позволяет изучить внутреннюю структуру, внутренний механизм социально-психологических взаимоотношений в социальных группах, оценить социально-психологический климат. Метод основан на принципах опроса с использованием специальных карточек.
Метод взаимных и групповых оценок служит для определения уровня развития отдельных качеств той или иной личности или социальной группы в целом.
Этапы разработки плана:
Оценка социальных параметров развития коллектива, их анализ, выявление тенденций развития явлений и процессов;
Разработка проекта плана социального развития, где при непосредственном участии членов трудового коллектива выявляются резервы социального развития;
Разработка плановых показателей, обеспечивающих выполнение мероприятий.
Для разработки плана социального развития на предприятии создается комиссия, состоящая из целевых групп, каждая из которых отвечает за разработку отдельных разделов плана. Комиссию возглавляет руководить предприятия, а группы ведущие специалисты.