Методика планирования производственной программы.
Предприятия промышленности формируют производственную программу на основе: государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Госзаказ может доводиться предприятием, производящим продукцию, имеющим важное народно-хозяйственное значение. Система госзаказов принята во всех странах с рыночной экономикой и размещаются они на конкурентной основе.
Производственная программа состоит из следующих разделов:
– план производства продукции в натуральном выражении;
– план производства продукции в стоимостном выражении;
– изменение остатков готовой нереализованной продукции;
– баланс производственных мощностей и их использование;
Основной целью разработки производственных программ является увеличение объема продаж, прибыли и рентабельности капитала.
Этапы расчета производственной программы:
1. Анализируется портфель заказов;
2. Производится перерасчет ассортимента портфеля заказов на один вид продукции, принятый к качестве базы;
3. Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде;
4. Планирование улучшения использования производственной мощности в планируемом периоде;
5. Определяется возможный выпуск продукции на основе действующих производственных мощностей;
6.Дается экономическая оценка проекта плана производства;
Производственная программа является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной продукции.
Планирование производственной программы основным подразделениям предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам. На небольших предприятиях производственная программа рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях – в стоимостных и натуральных показателях.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных – по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределятся по более коротким периодам.
Таблица
План производства и реализации продукции
Наименование продукции и услуг |
Код |
Ед.измерения |
Количество продукции в натуральном выражении |
|||||
За прошлый год |
На текущий год, всего |
В т.ч. по кварталам |
||||||
I |
II |
III |
IV |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Основные виды продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспорт |
|
|
|
|
|
|
|
|
Новая продукция |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Работы промышленного характера и услуги на сторону |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Изделия и полуфабрикаты собственного производства, стоимость которых включается в товарную и валовую продукцию |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Прочие виды продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Цены |
Количество продукции в стоимостном выражении |
|||||||||||||
оптовые |
сопоставимые |
План в оптовых ценах |
План в сопоставимых ценах |
|||||||||||
Базисного периода |
Планируемого периода |
В т.ч. по кварталам |
Базисного периода |
Планируемого периода |
В т.ч. по кварталам |
В % к предыдущему году |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
|||||||
10 |
11 |
12 |
13 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цехи вспомогательного производства формируют свою программу исходя из их назначения и потребности выполнить работу как по заказу предприятия, так и для сторонних организаций.