Оценка конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность — это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными товарами-конкурентами.
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. При планировании и оценке конкурентоспособности применяется система качественных и экономических показателей.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют потребительские свойства и научно-технический уровень товара. К ним относятся следующие параметры: технические; эргономические; эстетические; нормативные.
Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на приобретение товара (покупку, аренду) и расходы на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, обслуживание, энергообеспечение).
Основные этапы оценки и планирования конкурентоспособности товара.
1. Определение цели оценки. В зависимости от конкретных условий целями могут быть следующие: определение положения вновь разрабатываемого изделия в параметрическом ряду предприятия, отрасли; оценка перспектив сбыта изделия на конкретном рынке; разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара; установление цены на товар.
2. Формирование требований к товару. На этом этапе проводится анализ товаров-конкурентов и выбирается эталон в качестве базы для сравнения.
3. Определение параметров сравнения. При выборе параметров учитываются интересы потребителей. Так как показатели, определяющие конкурентоспособность товара, могут иметь для потребителя различную значимость, то проводится ранжирование показателей.
4. Расчет единичных и сводных параметрических индексов с учетом выбранных измерителей (натуральных, стоимостных, в баллах, процентах, долях, весах). Для этого определяются значения параметров, а затем сопоставляется оцениваемый и базовый образец по качественным и экономическим показателям. Единичные параметрические индексы (Ие) конкурентоспособности товара рассчитываются по формуле: Иеi=Пфi/Пбi, где Пфi – фактическая величина параметра оцениваемого изделия в натуральных, стоимостных или условных показателях; Пбi – величина параметра базового (эталонного) изделия; i – номер параметра. Сводный параметрический индекс (Ис) рассчитывается отдельно по качественным и по экономическим параметрам:
Ис = аi*Пфi/ аi*Пбi
5. Расчет интегрального показателя. Интегральный показатель (Ии) определяется по формуле: Ии = Иск/Исэ,
Где Иск – сводный параметрический индекс оцениваемого товара; Исэ – сводный параметрический индекс товара-конкурента.
Если Ии>1, то оцениваемый товар превосходит по конкурентоспособности сравниваемый образец; если Ии<1, то уступает; если Ии=1, то находится на одинаковом уровне.