Маркетинговый подход в планировании продаж.
С определения объемов продаж начинается процесс тактического планирования. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется на этом показателе.
В рыночной экономике портфель заказов формирует отдел маркетинга предприятия самостоятельно. Как правило, портфель заказов состоит из трех разделов:
• текущих заказов, обеспечивающих ритмичную работу предприятия в данный период;
• среднесрочных заказов со сроком исполнения 1—2 года;
• перспективных заказов, охватывающих период времени более 2 лет.
Спланировать портфель заказов на более длительные сроки не представляется возможным в связи с неустойчивостью и неопределенностью спроса.
Изучение потребностей потребителей служит основой для планирования объема продаж. В результате изучения потребностей потребителей формируется ассортиментная политика предприятия.
Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла потребности покупателей.
Задачи планирования продаж:
• определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
• критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;
• оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;
• принятие решений о том, какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия;
• изучение возможностей производства новых или модернизации выпускаемых изделий;
• прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;
• проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения ее приемлемости потенциальными покупателями
Этапы планирования объема продаж: 1. Исследование конъюнктуры рынка:
– анализ продаж за предшествующий период;
– сегментация рынка;
– определение емкости рынка;
– прогноз развития рынка;
2. Планирование ассортимента:
– формирование структуры ассортимента;
– планирование освоения новых изделий;
3. Оценка конкурентоспособности;
4. Планирование цены;
5. Прогнозирование величины продаж.
В результате планирования продаж осуществляется отбор новых видов изделий, налаживается их массовое производство и каналы сбыта, расширение или сокращение производства в освоенной продукции, принципиальные решения о снятии с производства морально устаревших и не пользующих спросом товаров.
Вся совокупность выпускаемых товаров называется - номенклатура.
Номенклатура товаров включает различные виды. Вид товара - конечный продукт производства с определенным назначением и названием. Виды делятся на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая ассортиментная группа состоит из ряда ассортиментных позиций, которые отражают каждую степень классификации
При планировании ассортимента продукции руководствуются следующими основными критериями: динамика объема продаж, его стабильность, величина прибыли.
При внутрифирменном планировании подразделяют 3 разновидности товаров (продуктов).
– Новая модель продукции или ее модификации. Это изменение, усовершенствование существующей продукции, которая предназначена для прежних целей и покупателей.
– Продукт новый для фирмы, но не новый для рынка. Товар, который уже производится конкурентами и призван их потеснить.
– Новый для рынка продукт. Предполагает новые цели и способы применения, потенциально имеет потребителей.
В процессе планирования продукции, очень важно правильно определить момент появления нового товара на рынке. Сделать это помогает концепция жизненного цикла товара.
В соответствии с этой концепции товар рождается, живет, умирает и в своей рыночной жизни он последовательно проходит несколько фаз.
1. Внедрение. Период появления товара на рынке и постепенное возрастание продаж. Фирма почти не получает прибыли в связи с большими издержками производства.
2. Рост. Признание товара потребителями. Характеризуется существенным увеличением объема продаж и возрастанием прибыли.
3. Зрелость. Период постепенного замедления темпов роста продаж. Прибыль достигает максимального значения и начинает снижаться из-за дополнительных расходов в поддерживании конкурентоспособности товара.
4. Спад. Период резкого снижения объемов продаж и прибыли.