Определение миссии и целей фирмы

В широком понимании миссия фирмы рассматривается как философия (концепция) бизнеса, придающая фирме смысл ее существования, и показывающая, как фирма намеревается осуществлять свою деятельность. В этом понимании миссия фирмы изменяется редко. Ее изменение ведет к изменению характера, содержания и структуры хозяйствующего субъекта.

В узком значении под миссией понимается комплекс параметров, которые определяют отличие данной фирмы от аналогичных фирм.

Требования к содержанию миссии:

1. Корпоративная миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме.

2. В основе корпоративной миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей.

3. В миссии должны быть учтены интересы субъектов, оказывающих влияние на деятельность фирмы (собственники фирмы; персонал; поставщики; клиенты; партнеры; органы власти и т.п.).

4. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов: истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее портфель, место на рынке и стиль работы; существующего стиля поведения собственников и менеджеров; состояния среды обитания фирмы; располагаемых ресурсов; отличительных особенностей фирмы.

Миссия фирмы должна включать:

1. Целевые ориентиры, указывающие задачи, на решение которых направлена деятельность организации. 2. Сферу деятельности фирмы, показывающую, какой продукт фирма предлагает покупателям и на каком рынке его реализует. 3. Моральный кодекс фирмы, определяющий традиции, обычаи, верования. 4. Способы осуществления деятельности фирмы.

Цели — это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность. В стратегическом планировании цели являются самым главным и основополагающим компонентом.

В зависимости от отрасли, в которой работает фирма, характера и содержания миссии, особенностей внешней среды и других факторов, каждая фирма формирует собственную систему целей.

Основные направления установления целей фирмы:

• доходы фирмы, отражаемые в показателях: величина дохода; прибыль; рентабельность; доход на акцию и т.п.;

• эффективность, выражаемая в издержках, себестоимости, материалоемкости продукции, производительности и т.д.;

• положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная (по отношению к конкуренту) доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

• ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые, например, структура и величина основного и оборотного капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.;

• производственная мощность предприятия, касающаяся занимаемой площади, количества установленной техники и т.п.;

Требования, предъявляемые к целям:

Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев. 2. Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. При их постановке должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. 3. Множественность. Необходимо ставить много целей, а не одну. Цели необходимы для всех сфер, от которых зависит жизнеспособность всего предприятия в целом. 4. Достижимость (реальность). Реальность целей означает, что они должны быть достаточно напряженными, т.е. не слишком легкими для достижения, чтобы не расхолаживать сотрудников; они должны быть достижимыми, т.е. не выходить за пределы возможностей исполнителей. 5. Гибкость. Гибкость означает возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации.6. Измеримость. Она означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации. Если цели трудно измерить, то это вызывает разночтения в понимании их смысла, места и роли в стратегическом планировании, затрудняет процесс измерения полученных результатов деятельности, вызывает конфликты.7. Конкретность. Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате ее достижения, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать. 8. Совместимость. Все цели в системе должны быть совместимы. Это означает, что долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные - долгосрочным. При этом цели должны быть органически увязаны между собой, не противоречить друг другу.9. Приемлемость. Это означает: совместимость целей фирмы с собственными интересами участников фирмы; учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков, общества в целом.

Подходы к процессу структуризации целей: централизованный и децентрализованный.

1. В случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии фирмы определяется высшим руководством. Руководители структурных подразделений фирмы получают в плане готовые к реализации цели и детализируют их в заданиях для конкретных исполнителей. Преимущества такого метода состоят в том, что все цели в системе подчинены единой конечной цели, т.е. имеют единую ориентацию.

2. При децентрализованном методе формирования целей в процессе структуризации участвуют наряду с высшим уровнем управления также все нижележащие уров