Причинно-следственные связи в системе сбалансированных показателей.

 

Система сбалансированных показателей (ССП) - она трансформирует миссию компании в конкретные задачи и показатели, причем не только финансовые.

План действия менеджмента при этом:

- четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач;

- установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения;

- планировать достижения целей и стратегические инициативы;

- расширять стратегическую обратную связь и информированность сотрудников.

Принцип причинно-следственной связи - стратегические задачи и показатели деятельности должны рассматриваться как система взаимосвязанных элементов. Это означает, что между стратегическими задачами и показателями существуют логические связи, которые необходимо отслеживать и учитывать при формировании стратегии и балансировке стратегических показателей. По сути, стратегия будет представлять собой цепочку задач, объединенных причинно-следственными связями, проходящих через все основные аспекты деятельности предприятия, и влияющих, в конечном итоге, на достижение основной стратегической цели бизнеса.

Четыре составляющих ССП позволяют достичь баланса между долговременными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения, между жесткими объективными критериями и более мягкими субъективными показателями.

Общие показатели, характерные для большинства компаний:

Составляющая проекция

Показатели

Финансовая

Рентабельность инвестиций

Добавленная стоимость

Клиентская

Удовлетворение потребностей клиентов

Сохранение клиентской базы и доли рынка

Внутренние бизнес-процессы

Качество

Сроки исполнения

Себестоимость

Разработка новых продуктов

Обучение и развитие персонала

Удовлетворенность персонала

Наличие информационных систем

Очевидно, что показатели ССП для фирмы должны определять ее топ-менеджмент исходя из своего понимания стратегии и миссии фирмы, видения ее будущего.

Список действий при внедрении ССП. Тип, размеры и структура организации будут определять детали процесса внедрения.

Главные стадии включают:

1. Подготовка.

Так как ССП неразрывно связана со стратегией, то первое требование - четко определить свою стратегию и то, что известно по ключевым результатам.

2. Решение - что измерять.

Менеджеры должны идентифицировать главные стратегические цели организации. В качестве ориентира должны быть установлены 15-20 ключевых показателей, связанных с частными целями. Финансовая перспектива. Потребительские требования. Внутреннее совершенствование. Инновации и обучение:

3. Окончание плана внедрения.

Могут потребоваться дальнейшие дискуссии, интервью и проработки для уточнения деталей и согласования стратегии, целей и действий по оценке КФУ.

4. Внедрение системы.

Должен быть разработан план внедрения и полный проект доведен до сведения штаба, что не должно выглядеть сюрпризом для кого-нибудь. Поэтому штаб должен быть информирован о начале проекта и прогрессе в этом деле.

5. Публикация результатов.

Результаты по всем показателям накапливаются на регулярной основе: ежедневно, еженедельно, помесячно, по кварталам или по мере поступления.

6. Использование результатов.

Любая форма оценки бизнеса не конечна, а является руководством к оперативной деятельности, указывая на область, где требуются дополнительные усилия.

7. Пересмотр или ревизия системы.

После окончания первого цикла должно быть предусмотрено оценивание полученной информации и определение необходимости модификации в любой части процесса.

Что надо и чего не надо делать при внедрении ССП

Надо:

- ясно определять цели организации;

- выбирать показатели, которые содержат ключевые факторы успеха для каждой цели;

- выбирать управляемое число показателей;

- выделять ресурсы на штабные функции в ССП.

Не надо:

- осуществлять сплошную оценку организации;

- менять процессы оценивания в зависимости от способностей персонала выполнять конкретные дела;

- внедрять «чужие» системы в Вашу организацию.