Причинно-следственные связи в системе сбалансированных показателей.
Система сбалансированных показателей (ССП) - она трансформирует миссию компании в конкретные задачи и показатели, причем не только финансовые.
План действия менеджмента при этом:
- четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач;
- установить соответствие между стратегическими целями и показателями их достижения;
- планировать достижения целей и стратегические инициативы;
- расширять стратегическую обратную связь и информированность сотрудников.
Принцип причинно-следственной связи - стратегические задачи и показатели деятельности должны рассматриваться как система взаимосвязанных элементов. Это означает, что между стратегическими задачами и показателями существуют логические связи, которые необходимо отслеживать и учитывать при формировании стратегии и балансировке стратегических показателей. По сути, стратегия будет представлять собой цепочку задач, объединенных причинно-следственными связями, проходящих через все основные аспекты деятельности предприятия, и влияющих, в конечном итоге, на достижение основной стратегической цели бизнеса.
Четыре составляющих ССП позволяют достичь баланса между долговременными и краткосрочными целями, между желаемыми результатами и факторами их достижения, между жесткими объективными критериями и более мягкими субъективными показателями.
Общие показатели, характерные для большинства компаний:
Составляющая проекция |
Показатели |
Финансовая |
Рентабельность инвестиций Добавленная стоимость |
Клиентская |
Удовлетворение потребностей клиентовСохранение клиентской базы и доли рынка |
Внутренние бизнес-процессы |
Качество Сроки исполнения Себестоимость Разработка новых продуктов |
Обучение и развитие персонала |
Удовлетворенность персонала Наличие информационных систем |
Очевидно, что показатели ССП для фирмы должны определять ее топ-менеджмент исходя из своего понимания стратегии и миссии фирмы, видения ее будущего.
Список действий при внедрении ССП. Тип, размеры и структура организации будут определять детали процесса внедрения.
Главные стадии включают:
1. Подготовка.
Так как ССП неразрывно связана со стратегией, то первое требование - четко определить свою стратегию и то, что известно по ключевым результатам.
2. Решение - что измерять.
Менеджеры должны идентифицировать главные стратегические цели организации. В качестве ориентира должны быть установлены 15-20 ключевых показателей, связанных с частными целями. Финансовая перспектива. Потребительские требования. Внутреннее совершенствование. Инновации и обучение:
3. Окончание плана внедрения.
Могут потребоваться дальнейшие дискуссии, интервью и проработки для уточнения деталей и согласования стратегии, целей и действий по оценке КФУ.
4. Внедрение системы.
Должен быть разработан план внедрения и полный проект доведен до сведения штаба, что не должно выглядеть сюрпризом для кого-нибудь. Поэтому штаб должен быть информирован о начале проекта и прогрессе в этом деле.
5. Публикация результатов.
Результаты по всем показателям накапливаются на регулярной основе: ежедневно, еженедельно, помесячно, по кварталам или по мере поступления.
6. Использование результатов.
Любая форма оценки бизнеса не конечна, а является руководством к оперативной деятельности, указывая на область, где требуются дополнительные усилия.
7. Пересмотр или ревизия системы.
После окончания первого цикла должно быть предусмотрено оценивание полученной информации и определение необходимости модификации в любой части процесса.
Что надо и чего не надо делать при внедрении ССП
Надо:
- ясно определять цели организации;
- выбирать показатели, которые содержат ключевые факторы успеха для каждой цели;
- выбирать управляемое число показателей;
- выделять ресурсы на штабные функции в ССП.
Не надо:
- осуществлять сплошную оценку организации;
- менять процессы оценивания в зависимости от способностей персонала выполнять конкретные дела;
- внедрять «чужие» системы в Вашу организацию.