Особенности оперативно-календарного планирования массового производства.
В массовом производстве оперативное планирование проводится по каждой детали. С ритмом выпуска изделий цехом окончательной сборки согласованы ритмы остальных поточных линий. Ритмичная работа находит отражение в ежедневном выпуске одинакового или равномерно-нарастающего количества продукции.
Нормативно-календарные расчеты включают установление регламента работы поточных линий, цикла изделий и нормы незавершенного производства в виде внутрилинейных и межлинейных заделов.
Межлинейные заделы обеспечивают начальную операцию смежных поточных линий и по своему назначению подразделяются на транспортные, оборотные, страховые.
Транспортный межлинейный задел необходим для своевременной подачи деталей с одной поточной линии на следующую или из цеха изготовителя в цех-потребитель и представляет собой запас деталей, находящихся на транспортном устройстве, связывающем две смежные линии или склад с поточной линией.
Межцеховой транспортный задел zT рассчитывают по формуле при связи линий непрерывным транспортом: zT = Lnд * КЗ / l, где L - длина транспортного устройства; l - расстояние между центрами двух сборочных зон; nд - количество деталей, расположенных между двумя сборочными зонами; КЗ - коэффициент загрузки транспорта.
При связи линий транспортом периодичного действия определяется по формуле zT = rT / rn < Q, где rT - периодичность транспортных рейсов между линиями; rn - такт подающей линии; Q - грузоподъемность транспортного устройства, шт.
Межлинейный оборотный задел необходим при различной смежности работы смежных линий и при подаче деталей на поточную линию с серийного участка.
В первом случае оборотный задел равен: zобн = nсм * (SБ – SМ ), где nсм - смежная потребность в деталях поточной линии, работающей большее число смен; SБ - сменность линий, работающих большее число смен; SМ - сменность линий, работающих меньшее число смен.
В случае подачи деталей на поточную линию с серийного участка необходимо знать величину и периодичность запуска партий деталей на серийном участке: zобн = R *nсм, где R - период времени между подачей двух партий с серийного участка в сменах.
Межлинейный страховой (резервный) задел создается между поточными линиями на случай увеличения их производительности или при задержке подачи деталей. На практике величина этого задела между линиями внутри цеха – до ½ смены, между цехами – одна и более смен.
Для бесперебойной работы поточной линии большое значение имеет поддержание заделов на заданном уровне и их незамедлительное восстановление, а также поддержание оборудования и инструментов в постоянной готовности к эксплуатации.
Подсистема АСУП по оперативному управлению основным производством состоит из двух взаимосвязанных частей: информационно-вычислительной и контрольно-диспетчерской (управляющей).