Основные концепции ресурсно-ориентированного подхода.
Предметом исследования такого подхода является соотношение потребностей во внутренних ресурсах и возможностей предприятия по достижению его конечных целей. Цель всякой организации – преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческий потенциал), капитал, материалы, технология и информация)
Все ресурсы можно подразделить на четыре основные группы: материальные, финансовые, энергетические, интеллектуальные. Эти четыре группы ресурсов являются самостоятельными множествами, которые взаимодействуют между собой в различных соотношениях и комбинациях.
Целью ресурсно-ориентированного подхода является выявление физических, химических, механических, коммерческих, социальных, экологических и прочих закономерностей о природе превращения обрабатываемых сред из одного вида в другой с целью определения и использования наиболее эффективных производственных процессов.
К задачам ресурсно-ориентированного подхода можно отнести следующие:
- определение ресурсов предприятия и оценка конкурентных преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентами;
- определение возможностей предприятия (потенциал предприятия);
- оценка потенциала формирования ресурсов и возможностей, необходимых для завоевания и удержания конкурентного преимущества.
В 1990-х годах Г. Хэмел и С. Прахалад, а также другие авторы развили рассматриваемый подход и ввели термин «базисная компетенция». Данная концепция предназначена для разработки текущих планов и является основой для повседневно принимаемых решений, так как опирается на ценностно-ориентированные теории.
Результирующая кривая совокупности целей предприятия должная апроксимироваться на результирующую кривую системы организационных ценностей (ОЦ), либо другими словами, каждая из сформулированных целей должна приводить к формированию определенной ценности. Именно создание системы ОЦ должно предопределять направление развития организации, декларируемое ее миссией. По определению «ценности ─ это приоритеты, которыми мы руководствуемся на протяжении нашей жизни… Создание знаний и новые идеи происходят из специальных отношений, которые формируются на базе совпадения ценностей, которых придерживаются стороны». Теория технологии ценностей (Values Technology) была разработана Б. Холлом в 1992 г., который определил, что человеческое поведение основывается на ценностях, причем их количество составляет 125.
Таблица 2- Классификация организационных ценностей предприятия
Классификационный признак |
Классификационное деление |
Система, формирующая ценность |
Биологическая, социальная, производственная, техническая |
Вид ценностей |
Материальные, нематериальные, денежные, социальные, культурные, духовные, природно-климатические, политические |
Содержание ценностей |
Качественные, стоимостные, поведенческие, синергические |
Источник или основа происхождения ценностей |
Объективные, субъективные |
Способ существования ценностей |
Реальные, виртуальные |
Сущность ценностей |
Базисные (радикальные новшества, высокая квалификация персонала, высокая организованность системы управления и т.п.), второстепенные (ординарные новшества, дешевые трудовые ресурсы, освоенная рыночная инфраструктура, активы и т.п.) |
Динамичность проявления ценностей |
Стратегические, тактические |
Форма проявления ценностей |
Достоинства индивидуума, позитивные взгляды на явления, оригинальная миссия системы, новшества и т.д. |
Место проявления ценностей |
Вне системы, внутри системы |
Уровень стабильности проявления ценностей |
Устойчивые (природно-климатические факторы, положительная конкурентная среда, высокая культура и т.п.) и неустойчивые (новшества, имидж, ресурсы и т.п.) |
Масштаб распространения ценностей |
Глобальные, локальные, индивидуальные |
Исходя из приведенной классификации, организационная ценность может представлять собой любой объект, сформированный в процессе производственных отношений, обладающий свойством полезности.
ОЦ ─ объект, сформированный в процессе производственных отношений, обладающий свойством полезности, управление которым дает возможность дальнейшего развития предприятия за счет получения конкурентного преимущества, которое, в свою очередь, представляет собой «эксклюзивную ценность», предопределяющую превосходство предприятия перед конкурирующими силами.