Содержание плана производства продукции, задачи, этапы и порядок его разработки.

План производства продукции определяет состав (номенклатуру), качество и количество продукции, подлежащей изготовлению и доставке потребителям в планируемом периоде. Он состоит из двух частей: расчета производственной программы и использования производственных мощностей. При формировании производственной программы определяются:

-    номенклатура продукции и количество изделий по каждой позиции в натуральном выражении, которую необходимо изготовить;

-    объем производства и сроки изготовления продукции.

В связи с тем, что производственная программа должна соответствовать производственным возможностям предприятия, необходимо проведение расчета производственной мощности.

План производства составляется в два этапа:

3)   составляется проект данного плана в составе проекта сводного плана предприятия (для согласования и выявления возможности его выполнения с соответствующей корректировкой);

4)                        разрабатывается окончательный вариант на основе развернутой производственной программы в установленные сроки.

План производства и реализации продукции характеризуется тремя группами показателей:

4) натуральными;

5)       стоимостными;

6)       качества продукции.

Под натуральным выражением плана понимается номенклатура, ассортимент продукции и соотношение отдельных видов изделий в выпускаемой продукции предприятия.

План производства в стоимостном выражении определяется по показателям готовой, товарной, валовой, реализованной продукции, незавершенного производства, валового и внутризаводского оборота.

Одним из важных показателей объема производства является показатель объема продаж (объема реализации) РП - это объем продукции, отправленный потребителям с поступлением средств на расчетный счет предприятия.

Отгруженная продукция (ОП) - это продукция отгруженная, но не оплаченная потребителем (продукция в пути).

Готовая продукция на складе (ГП) - продукция, готовая к реализации, упакованная, документально оформленная.

Товарная продукция (ТП) - продукция в сборочных цехах, прошедшая весь цикл производства, годная к продаже. Для промежуточных цехов ТП - это законченная в изготовлении комплектная продукция.

Незавершенное производство (НЗП) - незаконченная в изготовлении продукция на любых стадиях производства.

Валовая продукция (ВП) - общая величина произведенной на предприятии продукции (работ, услуг), включающая в себя как законченную продукцию, так и продукцию, не прошедшую все необходимые стадии производства.

Производственная программа предприятия формируется следующим образом:

а)  Товарная продукция сборочного цеха (ТПсб) определяется величиной реализованной продукции потребителям (РП), скорректированной на величину изменений готовой (ГП) и отгруженной продукции (∆ОП) на начало и конец периода. ТПсб = РП± ∆ОП ± ∆ГП;

б)  Товарная продукция механического (ТПмех) или других промежуточных цехов определяется: ТПмех = ТПсб ± (Дслсб –Дплсб) *Топ , где Дплсб - однодневный выпуск продукции сборочного цеха планового периода, руб.;

Дслсб - однодневный выпуск продукции сборочного цеха периода, следующего за плановым, руб.;

Топ - период опережения механического цеха против сборочного, дни.

в) Товарная продукция для заготовительного цеха (ТПзаг) формируется на основе величины товарной продукции механического цеха следующим образом: ТПзаг = ТПмех ± (Дслмех -Дплмех) *Топ, где Дплмех - однодневный выпуск продукции механического цеха планового периода, руб.;

Дслмех    - однодневный выпуск продукции механического цеха периода, следующего за плановым, руб.;

Топ - период опережения заготовительного цеха против механического, дни.

Оптимизация плана производства - процесс нахождения наилучшего из возможных вариантов структуры планируемой продукции при эффективном использовании ресурсов. Необходимым условием процесса оптимизации является наличие критерия оптимальности, по которому производится сравнительная оценка возможных вариантов решения и выбор наилучшего, а также определение ограничений, в пределах которых достигается экстремальное значение критерия. Здесь следует применять экономико-математические методы с использованием программных средств и вычислительной техники. Вопросы оперативного планирования и диспетчирования рассматриваются в работах.

Службы вспомогательного производства включают в себя следующие отделения: ремонтно-механическое, транспортное, энергетическое, цех подготовки бумаги, для машиностроительных предприятий - инструментальные.

Объем ремонтных работ по предприятию определяется в зависимости от количества оборудования, его ремонтной сложности и степени защищенности. При составлении программы ремонтного цеха учитывается только то оборудование, ремонт которого производится собственными средствами.

Объем работы транспортной службы определяется в зависимости от общего количества перевозок и грузооборота. Исходя из объема и структуры планируемого грузооборота определяют внутренний грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывают численность рабочих, фонд заработной платы и т.д.

Внутренний грузооборот определяется по объему межцеховых перевозок. В основу расчета принимаются планы производства предприятия и цехов, планы поставки материалов, полуфабрикатов, вывоза готовой продукции и отходов.

Объем работ инструментальных подразделений разрабатывается на основе общей потребности в инструменте для выполнения работ в основном производстве, пополнения запаса инструментов и удовлетворения внешних заказов.