Планирование трудоемкости производственной программы.
Производственная программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг.
Основным критерием планирования производственной программы является получение максимально возможной прибыли, что достигается путем оптимизации производственных заданий.
Производственная программа включает в себя показатели объема производства продукции в стоимостном и натуральном выражении (исходя из расчетов мощностей), ее номенклатуры и ассортимента, качества и сроков производства. С ней связаны расчеты всех других разделов плана: себестоимости и прибыли, труда и кадров, науки и техники, снабжения и сбыта, капитальных вложений.
Натуральные показатели объема производства (штуки, тонны, метры) используются для определения потребности в ресурсах, но применимы только для однородной продукции. Помимо них, применяются условно-натуральные, трудовые, стоимостные.
Условно-натуральные измерители позволяют привести все виды выпускаемого продукта к одному виду, принятому за базу. Для этого чаще всего используют переводные коэффициенты, рассчитанные исходя из соотношения трудоемкости базовых и приводимых к базовым видам продукции. Например: производство консервов планируется в условных банках. Трудовые измерители (нормо-часы рабочего времени) применяются в основном во внутрипроизводственном планировании. Наиболее распространен такой показатель, как трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление единицы продукта, рассчитываемые в нормо-часах.
Показатель трудоемкости производственной программы из-за его возможности снижаться через определенный промежуток времени не пригоден для оценки производства в динамике и поэтому чаще всего используется во вспомогательных расчетах.
Используя цены, можно перейти от натуральных показателей номенклатуры и ассортимента к стоимостным показателям, наиболее важными из которых является показатели объема производства и реализации продукции.